«Сенсорное развитие старшего дошкольника»

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие старшего дошкольника»

Сенсорное воспитание является основной частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.

Поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. 

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе:

  • учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков  и сравнивать предметы между собой;
  •  формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов;
  • продолжать знакомить детей с цветами: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и белый, серый и черный;
  • продолжать развивать органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук;
  • развивать умение созерцать предметы, явления всматриваться, вслушиваться, учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету, выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков;
  • развивать умение классифицировать предметы по общим качествам форме, величине, строению, цвету и по характерным деталям.

Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки, стоит только присмотреться и прислушаться. Воспитатель на прогулке останавливает детей, чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг. Он предлагает им игру «Кто услышит больше звуков?». С целью развития зрительных ощущений можно организовать наблюдение: «Посмотрите на небо: везде ли оно одинакового цвета?» Дети могут сравнить, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый. Использование настольно- печатных игр дает огромную возможность развивать у детей дошкольного возраста сенсорные навыки ребенка: 

  • развитие дисциплинированности и способности завершать начатое;
  • улучшение внимания, мыслительных процессов, воображения и речевых навыков;
  • фиксирование приобретенных знаний и умений;
  • формирование умения работать в команде, дружелюбности и способности к сотрудничеству;
  • развитие крупной и мелкой моторики рук.

Использование игр позволяет выявить сферу интересов детей, определяя их предпочтения во время игры. Разнообразный материал учит дошкольников обобщать предметы по определённому признаку, отличать их друг от друга в зависимости  их назначения. Также ребенок в ходе игры замечает взаимосвязи между предметами и учится составлять целое из полученных частей.

Важным игровым моментом является необходимость выбрать себе партнера для взаимодействия и найти своё место в группе. Дети распределяются на пары или тройки, при этом большое количество воспитанников в группе существенно усложняет задачу.

Взрослый выполняет роль направляющего в игре, он подталкивает детей к правильным действиям, а не руководит процессом. Обязательно во время игры не стоит забывать о похвале и поощрении успехов дошкольников.

В картотеку настольно-печатных игр для развития сенсорного развития детей в возрасте 6-7 лет, используемых в детском саду, относят следующие игры:

  • домино;
  • шашки;
  • паззлы с разным количеством деталей;
  • картинки, складывающиеся из кубиков, рисунок на гранях которых относится к определенному изображению;
  • мозаики;
  • различные шнуровки;
  • дидактические игры в картинках.

Использование игр затрагивает зрительное восприятие, которое является важным элементом образовательного процесса в ДОУ. Для включения печатного материала в деятельность детей необходимо помнить, что должно присутствовать наглядный образец. То есть, чтобы собрать паззл, ребёнку потребуется исходная целая картинка в качестве примера.

Визуальное восприятие развивают такие игры, как мозаики, карточки с изображениями животных и растений, сюжетные картинки. С этой же целью включаются в работу дидактические материалы в виде карты-поля с набором фишек и кубиков. 

Сенсорное развитие  – очень важная сторона в жизни ребёнка. С помощью его рождаются новые образы и идеи для игр. Через сенсорное развитие дошкольники решают для себя многие вопросы, проживают ситуации.

Значение развитости сенсорных навыков имеет огромное значение для развития ребёнка. 

Читайте также: