РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 2 ЛЕТ
Что умеет делать годовалый малыш
На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.
В первый год жизни малыш уже умеет:
- Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Указывать части тела;
- По-разному вести себя с разными людьми;
- Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.
- Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании, умывании.
В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость.
Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
Физические навыки:
- Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия.
- Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость;
- В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире.
Психоэмоциональное развитие:
В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям. Незнакомых людей опасается.
Вот чему он учится таким образом:
- Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
- Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения;
- Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.
- Также сейчас активно развивается речь малыша. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.
- Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.
Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Физические навыки:
- Может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, может преодолевать препятствия;
- Ребенок может сам брать чашку и ложку;
- Начинает осваивать навыки гигиены. При умывании пытается показать, что может делать это сам
Психоэмоциональное развитие:
- Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх;
- В этот период малыш продолжает проявлять непослушание. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет
об опасном препятствии;
- Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал;
- Малыш продолжает учиться речи: к 1 году 6 месяцам он в среднем знает около 30-40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.
Физические навыки:
- Ребенок готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам;
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, ходить по ограниченной поверхности или по доске;
- Он может катать мяч с мамой или папой;
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой;
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво;
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать;
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие:
- Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками;
- Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама;
- Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством;
- Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться. Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать его слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки:
- Сейчас малыш умеет лазить по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы;
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда;
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.
Психоэмоциональное развитие:
К1году и 9 месяцев словарь малыша увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит;
- Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло;
- В этот период малыш подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх;
- Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими;
- Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Все индивидуально
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные! Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!