«Живительный арык»
Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.
В рамках тематической недели «Природы», в старшей группе «Дружная семейка» прошел День урожая в пустыне. Детям очень нравятся игры с песком и водой. Они наполняют их жизнь радостью и движением, удовлетворяют исследовательские и познавательные потребности.
Наша прогулочная площадка жарким августовским днем похожа на раскаленную знойную пустыню. Перед нами возник вопрос: как же вырастить урожай, если нет воды? Дождь в пустыне идет очень редко. Мы прочитали стихотворение про торопливый и говорливый арык, который является источником воды в засушливых районах.
Новое слово АРЫК. Что оно означает? Дети узнали, что арык – это древняя система орошения в засушливых краях, представляет собой систему сообщающихся каналов. Она применяется до сих пор, хотя имеет много недостатков, с которыми дети столкнулись на практике.
Дети энергично принялись сооружать арык на прогулочной площадке и сразу же столкнулись с первым недостатком – вручную очень трудно и долго копать закаменевший песок. В результате слаженной и упорной работы арык был построен. Пора запускать воду! Ах, как приятно наблюдать за журчащей водой, наполняющей арык, от нее веет прохладой, она несет жизнь посевам.
Вот тут-то дети увидели еще один важный недостаток арыка. Нужно постоянное присутствие людей, чтобы они направляли воду по каналам, не допуская заторов и размывов. Дети на практике осваивали законы физики, о том, что вода самостоятельно может течь лишь под уклон. Девчонки и мальчишки с радостью корректировали глубину русла, спешно вынимая излишний грунт, «указывали» путь воде.
Нашу игру прервал обеденный перерыв и дневной сон. После полдника дети очень спешили посмотреть, что с арыком. Арык пересох, так как не пополнялся водой. Вода из него впиталась и распределилась по «орошаемым полям». Почва из сухой и каменистой стала влажной и мягкой- пригодной для садоводства и огородничества.
Труды наших детей увенчались «богатым урожаем»!