Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций

Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми — важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.C:\Users\Лариса\Desktop\1453034952_2.jpg

Коммуникативная компетентность – это коммуникативные навыки, позволяющие человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с латинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом.

Актуальность данной темы вызвана тем, что у детей наблюдается:

  • низкий уровень развития коммуникативных навыков, замкнутость, застенчивость;
  • несформированность вербальных средств коммуникации;
  • ситуативно-деловая форма общения;
  • недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим;
  • несформированность навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;
  • затруднена развёрнутая связная речь.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1) эмоциональный (чувствительность к другому);

2) когнитивный (познание другого);

3) поведенческий (способность к сотрудничеству).

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется:

  • умение вести диалог, беседу;
  • развивается готовность сочувствовать,сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;
  • независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.
  • элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, а также с помощью различных видов игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых.

У детей младшего школьного возраста пользуются популярностью игры с предметами, настольные игры и словесные игры.

 В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

 Настольные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино (например, «Подбери по ассоциации», «Назови животных» и др.). Дети самостоятельно организуют игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий. Они доброжелательно относятся к партнерам даже в тех случаях, когда кто-то из них ошибается.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах; самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; находят признаки сходства и различия.

Возникают игры с мячом типа «Съедобное — несъедобное». Дети импровизируют, называя слова из разных тематических групп (овощи, фрукты, транспорт, одежда, рыбы, змеи и т.п.). В игре могут участвовать одновременно несколько игроков, бросая друг другу несколько мячей. Игровые действия сопровождаются смехом, радостными вокализациями, речевыми высказываниями.

Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свой рисунок и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа.

Некоторые дети, перемещаясь, могут прогуливаться по группе парами, тройками, ведут диалоги, развивая сюжет в воображаемом плане.

У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Разыгрываются импровизированные диалоги. Мотив театрализованной деятельности может включаться в традиционные сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.

C:\Users\Лариса\Desktop\two-girls-talking-serhiy-kobyakov-shutterstock.jpg
  1. Игра «Давайте поздороваемся». Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом …). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.
  2. Упражнение «Ласковое имя», дети ласково называют друг друга по имени.
  3. Игра «Вежливые слова» помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Дается инструкция: назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
  4. Игра «Клубочек» поможет «изолированным» детям влиться в коллектив. Взрослый дает инструкцию: «У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.

     -Как тебя зовут?

     -Хочешь со мной общаться?

     -Чего ты боишься?»

5.Игра «Пирамида любви» воспитывает уважительное, заботливое отношение к людям, умение выражать позитивные эмоции, развивает навыки взаимодействия. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кто-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, детей, свой город и т. д. Расскажите и вы, кого и что любите. А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей руки свою. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Какая высокая пирамида у нас получилась, а всё потому, что мы умеем любить и быть любимы».

Таким образом, использование различных методов и приёмов в игровой деятельности помогает сформировать у дошкольников не только правильную речь, но и способствует развитию коммуникативно-речевых умений. Также положительным результатом считаются снятие эмоционального напряжения при общении, уверенность детей в себе. 

Читайте также: