Особенности психоэмоционального развития дошкольника.

Особенности психоэмоционального развития дошкольника.

C:\Users\5324\Videos\hello_html_m24ef8ee.png

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, считывать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Каковы особенности эмоциональной сферы дошкольника?

1. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может, поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают «хорошие и плохие дни». Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра — живым и веселым. 

2. Со временем детские чувства становятся более устойчивыми, глубокими и разумными, однако не теряют своей особой окраски и выразительности. В детской эмоциональности продолжают доминировать непосредственность, отзывчивость и искренность. 

3. Эмоциональное развитие дошкольников наглядно характеризуют изменения во внешних проявлениях чувств. Дети овладевают умением подавлять резкие и бурные эмоциональные выражения (сдерживая слезы или скрывая страх). Совершенствуется язык чувств – дошкольники усваивают недоступные ранее жесты, мимику, позы, интонации, тонкие взгляды и движения.

4. В старшем дошкольном возрасте начинает проявляться забота о близких людях, когда дети стараются оградить родителей от огорчений и беспокойства. В общении со сверстниками ситуативность уступает место взаимным симпатиям и положительному отношению к определенным качествам сверстника.

5. Еще одной важной особенностью эмоционального развития дошкольников является подчинение всех эмоциональных проявлений определенным поступкам. Все эмоции приобретают четко выраженную мотивацию. Становится справедливой зависимость «изменилось настроение – ищи почему».

6. В дошкольном возрасте происходит активное формирование детского самолюбия и самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на уважение, лидерство и внимание со стороны окружающих. Все эти стремления имеют эмоциональный фон и нередко сопровождаются отрицательными проявлениями в виде упрямства или капризов. Наиболее ярко желание самоутвердиться проявляется в играх, где притязания на главные роли особенно заметны.

7. Все большую значимость приобретают коммуникативные отношения. К 6 годам дети уже нормально взаимодействуют с окружающими людьми, становятся более заботливыми и внимательными, проявляют готовность сотрудничать с ровесниками. Дошкольники начинают понимать, что взрослые и дети не всегда чувствуют и переживают так, как они, потому адекватнее реагируют на переживания других.

8. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). 

Читайте также: