Развитие логического мышления у детей 4 – 5 лет
Не все родители знают, что возраст 4-5 лет идеально подходит для развития логического мышления у детишек. А правда, зачем это нужно? У них впереди еще так много времени, чтобы всему научится. Пусть лучше сейчас играют. Это правда, но ведь можно играть в полезные логические игры. Без логики мышления у детей 4-5 лет человеку невозможно учиться. Даже самые простые бытовые действия требуют от нас логики. Иначе ничего не получится. Логические задачки для детей помогают еще развивать воображение, пространственное мышление. Всем известны игры «Съедобное — несъедобное», «Угадай животное по описанию», «Найди отличия между картинками». Это и есть лучшие логические игры для детей 4-5 лет. Не выбирайте слишком простой материал, пусть лучше подумает над задачкой некоторое время. Это хорошо стимулирует развитие мышления.
Сейчас мозг ребенка сам требует учебного материала. Детишкам все интересно, все хочется попробовать сделать самостоятельно. Обучая их логике, вы показываете простой, рациональный путь достижения желаемого результата. Именно так закладывается база для последующей легкой и интересной учебы. Затем, все школьное обучение будет построено так, что детям просто необходимо будет мысли логически. Помогите им научиться заранее, это подготовит к школе.
Развитие логики поможет малышу освоить математику, письмо, чтение, а позднее физику и химию.
Логические игры и задачки
Простое развитие логики у малышей дошкольного возраста нужно проводить в игровой форме. Есть несколько разновидностей таких игр:
Дидактические
Вариант развития логики у детей 4-5 лет — настольные игры. Дидактические игры, задания и упражнения логического содержания. Они могут быть и печатными, поскольку дети в этом возрасте воспринимают изображения и соотносят их с настоящими предметами: «Геометрическое лото», «Что перепутал художник?», «Найди, что лишнее?», «Подбери пару», «Чей силуэт?», «Подбери заплатку к кукольному платью», несложные лабиринты, игры на установление последовательностей («Продолжи узор», «Сделай бусы кукле»).
Таких игр великое множество. На коробочке обычно написан возраст ребенка, которого заинтересует и чему-то научит именно эта игра. Обязательно читайте эту информацию. Игры на развитие логики найти просто, но главное, чтобы она не была слишком простой. Сюда относятся пазлы, мозаики, расследования преступлений (малыш должен разгадать загадку, найти вора, например).
Также это поиски лишнего предмета из ряда подобных. Сюда еще можно отнести парные картинки «найди 10 отличий». Попутно их можно раскрашивать, дорисовывать. Кстати, такие картинки развивают внимательность у детей, повышают концентрацию.
Развивающие игры
Они построены по принципу перехода на новый уровень сложности. Как только у детей получается справляться с заданием, они получают усложненный вариант.
Речевые игры
Построение развития логики у детей 4-5 лет — рассказ по картинке, подсказки героям истории. Так, например, вам дана история, а для нее нужно придумать логичный конец. Или помочь героям принять решение.
Такие задания развивают логику, помогают быстро изучать материал. Всегда любую игру родители могут расширить, дополнить. Предложите малышу игру «наоборот». Дайте 2 одинаковые картинки, но вторую нужно сделать максимально непохожей на первую.
Графические игры
Для многих детей графические игры являются любимыми. Кроме логики, они развивают воображение, пространственное мышление. Самая простая — найти выход из лабиринта. Задачу можно усложнить, предложив малышу найти самый короткий путь до выхода.
Еще одна графическая задачка — «дорисуй рисунок». Здесь развитие воображения, знания ребенка о предметах поможет ему найти решение. Обычно, это простые картинки, где нужно дорисовать предметы в шкафу, на природе, в доме.
Развивающие программы-игры
Игрушки-приложения для телефона или планшета тоже спасут вас во время долгой дороги. В описаниях обычно тоже указывается возраст. Для 4-5 лет подойдут игры, которые научат малыша:
• различать и группировать цвета;
• считать, искать знакомые числа;
• читать, учить буквы;
• названия городов;
• фигуры;
• собирать головоломки;
• искать отличия.
Ребёнок среднего дошкольного возраста не только мыслит образами — он их сам и создаёт
- Приём «намеренной ошибки». Его вводят, когда у детей уже есть представление о юморе, шутке, и в то же время они владеют достаточно самостоятельным мышлением, чтобы не принимать на веру всё, что говорит взрослый. Родитель задаёт вопросы, которые содержат истинные и ложные данные, дети отыскивают и называют ошибку «У кошки четыре лапки? У птицы четыре крыла? Мяч похож на круг? У круга есть углы? и т. д.» Намеренную ошибку можно использовать и при рассказывании любимых сказок детям, о временах года, играх и забавах — всё то, что дети знают и будут с лёгкостью ориентироваться.
- Использование предметов-заместителей. Этот приём развивает не только логическое мышление детей путём переноса некоторых свойств с настоящего предмета на заменяющий его, но и воображение, творческие способности, гибкость мышления. Дети ярко представляют воображаемые свойства предметов-заместителей, но в то же время с лёгкостью меняют их, если это требуется по ходу игры. Так, если дети раннего возраста вместо мыла в игре «Выкупаем куклу» используют кирпичик из конструктора по признаку схожести формы и просто трут им куклу, то четырёхлетки могут представить, какое это мыло душистое, пахучее, как пенится и т. п.
Как видите, материала для домашнего обучения у вас много.
Интернет источники:
- https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detei-4-5-let.html
- https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-razvivaem-logicheskoe-myshlenie-detej-4-5-let-6144153.html
Консультацию подготовила воспитатель средней группы МАДОУ д/с №183