РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении танцев. Артистизму нельзя так научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Самое главное понять и принять идеи, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте.
Артистизм — это образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся здесь и сейчас».
Артистизм — это и не только внешние факторы (мимика, жесты, интонация, хотя и это всё очень значимы для создания атмосферы, умение жить идеями, передаваемыми человеком, причем жить искренне. Это — богатство проявлений личностных, образный путь постановки и решения проблем, одухотворенность, игра воображения, изящество ощущение внутренней свободы. Самое главное различать понятия артистизма и актерствования. Актерствование — это скорее лжеартистизм, с которой ребенок изображает действие. Настоящий артистизм — это комплекс умений, который помогает ребенку глубже, добиться оптимальных результатов в творческой работе, ярче выразить себя. Одна из удивительных качеств театрального искусства — перевоплощение, которая требует актерских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. В итоге артистизм — это не только игра в кого – то, а это прежде всего состояние души, способной на время казаться не прост кем-то, а, в самом деле «быть», и все сказанное выше можно в равной степени отнести артистизму в хореографии.
Хореографическое искусство основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Такие характерно-выразительные элементы рожденный в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. Хореография основана на том, что характерно-выразительные и пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений. Хореография искусство изначально усиливалось выразительностью танцевальной пластики, дающей эмоциональную и ритмическую основу. Педагог –хореограф ярко и убедительно должен выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры, а также владеть педагогической логикой, развивать интуицию и способность к импровизации.
Для развития артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста нужно особое обучение, поскольку такие качества, как перевоплощение, самовыражение, способность к импровизации, не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В этом нам во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой — глубокая индивидуализация, творческий характер и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности. Так как танец — это передача внутреннего состояния через пластику и музыку, которая позволяет эффективно развивать артистические способности детей путем формирования умения импровизировать и фантазировать посредством музыки и пластических движений. Это так же позволяет сделать занятие живым, разнообразным, помогающим все более приобщать детей дошкольного возраста к танцу. Интересный и эффективный прием «Домашний этюд»— ребенку дошкольнику предлагается придумать дома с пройденными движениями этюд и показать на следующем занятии. При показе этюдов остальные ребята должны отгадать, что им показывают. Ребенок охотно откликается на такие задания. Придуманные детьми этюды иногда очень несложны по содержанию.
Например, одна девочка рвет на поляне цветы, другая начинает ей помогать, и они составляют общий букет — дети начинают понимать, как выражать движением, жестом, мимикой определенный сюжет. В дальнейшем это пригодится в работе. Педагог-хореограф, который в своей работе ставит целью развитие артистических способностей у своих воспитанников, должен в подборе репертуара основываться на постановке сюжетных танцев.
Сюжетный танец- это своего рода мини спектакль, так же в сюжетном танце есть и свои характерные роли. Исполнители не только исполняют танец, а передают характер через пластику. В дошкольном возрасте интересов у детей очень много, дети пробуют себя в разных сферах, но постепенно количество интересов становится меньше, они становятся глубже и осознанней. Но при этом дети в дошкольном возрасте не могут в полной мере проявить свои артистические способности в пластике, они еще не способны в полной мере владеть своим телом, что создает внутренний дискомфорт и мешает полностью раскрыться в движении.
Системная деятельность педагога-хореографа по развитию артистических способностей у детей дошкольного возраста на базе детского хореографического кружка дошкольного учреждения могла бы стать толчком для развития общих артистических способностей. Это дает возможность утверждать, что использование театральной педагогики в работе с хореографическим кружком дошкольников благоприятно влияет на развитие артистических способностей. Дошкольный возраст — это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного и духовного развития. Педагог-хореограф надеяться, что, выявив все аспекты, влияющие на развитие артистизма у детей, можно добиться желаемого результата. Ведь очень важно для педагога чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не просто движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние. Артистами не рождаются, ими становятся и это очень долгий, тяжелый труд, который мы должны пройти со своими воспитанниками. Чтобы в конце добиться желаемого результата и увидеть на сцене ярких «Звездочек» которые бы с полной искренностью, с полной самоотдачей показали нам свой высочайший уровень артистизма в танце.
Подготовил педагог-хореограф.