«Воспитание дружеских отношений в игре».
«Воспитание дружеских отношений в игре».
Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано — уже на втором, третьем году жизни.
Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Пяти — шестилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. С целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений, педагогами широко используется игра.
Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовывать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирование общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух – трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы.
Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение для его подготовки к школе.
Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например шестилетний мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, чтобы передать её своему другу; девочка того же возраста в игре «Кошки — мышки» пропускает в круг «Кошку» — свою приятельницу. Проявляя заботу друг о друге, дети совершенно не думают об остальных товарищах по группе, действуют в ущерб им, т. е. дружба не имеет той моральной основы, которая предусматривается спецификой общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно начинаться в дошкольные годы.
В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого ребенка очень важно, что он может играть свободно, а не в определенных организованных запретами рамках.
Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях.
Чтобы успешнее решать эти программные задачи, необходимо внимательное наблюдение за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснять у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным.
С целью формирования дружеских отношений можно использовать следующие игры:
1. «Волшебный стул»
Ход игры: Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
2. «Я хочу с тобой подружиться»
Ход игры: Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.
3. «Фотографии друзей»
Ход игры: На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.
4. «Волшебный цветок»
Ход игры: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
5. «Разноцветный букет»
Ход игры: Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.