«Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста»       Picture background

                                                                                              Предметная деятельность способствует развитию  познавательной активности ребенка, совершенствованию психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления.

      В раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское поведение ребенка, особенно тогда, когда он начинает самостоятельно передвигаться и получает доступ к множеству предметов окружающего его мира. Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, становятся «проблемой для ума». Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка в раннем возрасте.

       Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности, настойчивости, удовольствия, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности. Нормально развивающийся малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое. Стремится сразу же исследовать его, с интересом включается в предложенные взрослым игры, например с водой, песком, экспериментирование с различными предметами и веществами. Такое познание  захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

      Богатая и разнообразная предметная игра, побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития его познавательной сферы.

     В процессе знакомства с предметами и способами их использования совершенствуются все  психические процессы.

     В психических функциях в раннем возрасте доминирует восприятие. Ребенок познает окружающий мир с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Восприятие на всем протяжении раннего возраста тесно связан с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета. Picture background

     На протяжении раннего возраста совершенствуется зрительное восприятие ребенка. Первоначально малыш не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов, устанавливать их соотношения и действует путем практических проб и ошибок. Например, собирая матрешку, он пытается добиться результата силой – втискивает друг в друга неподходящие части, но, убедившись в несостоятельности этих действий, переходит к примериванию частей, пока не найдет нужную  деталь. Постепенно от практических  ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Это способность проявляется в том, что ребенок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например, подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.

     Предметная деятельность способствует развитию мышления ребенка. Многие действия, которые совершает ребенок с предметами, свидетельствуют о том, что он способен обнаруживать связи между отдельными предметами и явлениями, между своими действиями и полученным результатом. Сначала установление таких связей происходит путем практических проб. Например, пытаясь открыть коробочку с секретом, ребенок совершает множество действий:  пытаясь снять крышку, нажимает на кнопочку, отодвигает задвижку. Случайно открыв коробочку, он  обнаруживает правильный способ действия и в дальнейшем использует его, не прибегая к случайным пробам.

     В ходе действий с предметами ребенок способен производить элементарные обобщения, абстрагируясь от случайных признаков предметов. Он может рассортировать и расположить предметы по различным признакам, например, по форме (сложить кубики в одну емкость, а шарики – в другую), по величине (выстроить по росту матрешек), собрать целое из частей (фигурную пирамидку или разрезную картинку).

     Помимо предметной  деятельности на развитие познавательной сферы ребенка большое влияние оказывает овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые важные перспективы его развития.

Picture background

Читайте также: