Скоро в школу

https://labirintznaniy.ru/images/13.01.jpg

Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Поступление в школу – это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания, в огромной мере это зависит от того, что приобрёл ребёнок за годы дошкольного детства. А приобрели дети не мало. Прежде всего, они стали более закаленными, физически развитыми. В настоящее время уже завершён переход начальной школы на четырёхлетнее обучение. Это позволяет в большой степени обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребёнка, а также учитывать возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого ученика.

Многие родители считают, если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха.

Остановимся подробнее на психической и социальной готовности. Она включает в себя желание учиться, учебную мотивацию, умение подчиняться школьному режиму, умение адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, умение планировать деятельность, дисциплинированность и самооценку. 

Прежде всего, нужно выяснить, хочет ли ребенок идти в школу и чем вызвано это желание. Лучший мотив для успешности обучения — интерес к получению новых знаний. Но чаще малыша привлекает внешняя атрибутика, как-то приобретение школьных принадлежностей, новой формы, новый статус ученика: «В школе я буду большой!», «В школе не надо спать!», «В школу идут мои друзья!» и т.п. Этих мотивов обычно хватает на первое время. Однако, это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться.

Таким образом, видим, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ваша задача формировать и поддерживать интерес к учебе, к процессу получения новых знаний. Для этого следует разъяснять детям, зачем люди учатся, почему нужно много знать и уметь, на конкретных примерах показывать преимущество знающего человека. Дошкольникам объясняют, что учеба в школе — серьезный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.   Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Вот пойдешь в школу — там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет». 

Помните, что ваши оценки легко заимствуются детьми. Какова же должна быть позиция родителей? Для ребенка учеба — праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы».

Показателем социальной зрелости будущего первоклассника является умение общаться, что обеспечивает эффективность взаимодействия с другими людьми. Залогом успешного общения является умение слушать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, считаться с чужим мнением, аргументировать свою точку зрения.

Для развития способности действовать по образцу детям часто дают задание повторить орнамент, последовательность, срисовать что-то с книги, доски.   Это очень важно для обучения в школе, так как многие задания связаны именно с тем, что нужно списать с доски, с учебника в тетрадь.  Способность действовать по правилам – это неотъемлемая часть готовности к школе. Дисциплина, без которой нельзя сдвинуться с мертвой точки. Еще одно качество – способность действовать по инструкции. Пока дети не способны самостоятельно выполнять действия до конца. Многим нужно повторять задание несколько раз и напоминать в течение работы. Дома можно давать детям не только простые одноступенчатые, но и сложные многоступенчатые инструкции. Сначала бытовые, постепенно подключая учебные.

Переход от положения дошкольника к положению школьника — это новые обязанности ученика: умение быть самостоятельным, инициативным, ответственным, организованным. Не спешите за малыша делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. Это воспитывает у ребенка умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, которые непременно встретятся во время учебы в школе. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью. Поэтому поощряйте любую инициативу малыша, даже если она кажется вам никчемной, просто старайтесь направить ее в нужное русло. 

Для того, чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень сформированности школьно-значимых и познавательных функций — памяти, внимания, мышления, речи, зрительно-моторной координации, пространственно-временной ориентации. Развивать их можно посредством интересных, занимательных игр. Многие родители думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть. Это большая ошибка! Играйте с детьми. Ведь в игре формируются навыки и умения, без которых обучение невозможно. Играя, дети применяют имеющиеся знания, ищут способы решения поставленных задач, получают богатый опыт взаимодействия и общения с окружающими. В современной литературе представлено большое количество развивающих игр, заданий, упражнений, тестов. 

Выбирая игры по своему вкусу, родители должны ориентироваться на те, которые: 

обогащают представления о свойствах и качествах предметов («Волшебный мешочек», «Угадай на ощупь», «Найди такой же предмет по цвету или по форме», «Угадай, что звучит» и др); 

формируют сосредоточенность, внимание, память («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Найди отличия», «Запоминалки» и т.п.); 

развивают логическое мышление и речь («Что лишнее», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Что сначала, что потом» и др.);

формируют количественные представления, пространственно-временные ориентировки («Веселый счет», «Больше, меньше, поровну», «Когда это бывает?», «Найди, где спрятано», графические диктанты и пр.). 

И обязательно обратите внимание на разнообразные упражнения и задания, которые подготавливают руку ребенка к письму (рисование, раскрашивание, штриховки, лепка из различных материалов, изготовление поделок из бумаги и природного материала, нанизывание бус, пуговиц, плетение косичек из ниток, перемотка ниток, проволоки, переборка круп и др.)

Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?

Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.

Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребёнка желания многое узнать и многому научиться, воспитание в детях самостоятельности, интереса к школе, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Консультацию подготовила воспитатель подготовительной группы МАДОУ д/с №183

Интернет источник:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/10/16/konsultatsiya-dlya-roditeley-tema-skoro-v-shkolu

https://labirintznaniy.ru/konsultatsiya-dlya-roditelej/konsultatsiya-dlya-roditelej/konsultatsiya-dlya-roditelej-skoro-v-shkolu.html

Читайте также: