Формирование правильной осанки у детей

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. Мы хотим видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными.
 Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста способствует их полноценному развитию.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. 
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, во всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. 

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. 
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.  
Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп. 
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно слабо и не являются постоянными.  
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области. 
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. 

Важное значение имеют: 
1.   Своевременное правильное питание. 
2.  Свежий воздух .
3.  Подбор мебели в соответствии с длиной тела.
4.  Оптимальная освещённость. 
5.   Привычка правильно переносить тяжёлые предметы. 
6.  Привычка правильно сидеть за столом. 
7.  Расслаблять мышцы тела. 
8.  Следить за собственной походкой. 

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание. 
 Необходимо воспитывать навыки правильной осанки:

 При сидении на стуле и за столом. 
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, играх на компьютере. 

 Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка.

 Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. 

Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб.

 Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5 — 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд. 
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание. 
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.

 С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий: 
—  Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство; 
—  Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до 6 сек., расслабление — от 6 до 12 сек. 
—  Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет. 

—  Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. 

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Значимая роль в формировании правильной осанки у детей дошкольного возраста принадлежит взрослому.

Интернет источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/11/27/konsultatsiya-dlya-roditeley-formirovanie-pravilnoy

Консультацию подготовила воспитатель подготовительной группы МАДОУ д/с №183

Читайте также: