Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, от степени её сформированности зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняет то, что речь есть средство общения и воздействия на окружающих, а также способ формирования мысли. В связи с этим только целенаправленная работа могут привести к высокому уровню овладения речью.

    В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными формами связной речи – диалог и монолог. Диалогическая форма речи является первоначальной, состоит из обмена высказываниями. Это ответы, вопросы, дополнения, пояснение, реплика. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация. Необходимо учить детей этим пользоваться, использовать в речи активно. Для этого проводятся беседы на разные темы связанные с жизнью семьи, деятельности в детском саду.  Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить.

    Главной задачей развития связной речи является совершенствования монологической речи. Это развёрнутый вид речи. Эта задача решается разными видами речевой деятельности: составление описательных рассказов, пересказ литературного произведения, составление рассказа по картинке, заучивание стихов, описания явлений природы, погоды.

    Все виды перечисленной деятельностью являются актуальными при работе над развитием связной речи. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать, заучивать, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школе.

Давайте поговорим:

  • Когда это бывает? 

Возвращаясь с ребёнком домой можно задать вопрос: «Какое сейчас время года? Расскажи мне про него».

Развиваем связную речь, упражняем детей в умении отвечать на поставленный вопрос, уточняем представления детей о временах года.

  • Кто больше назовёт действий?

Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок подбирает глаголы.

Что можно делать с цветами?

Что делает дворник?

Что можно делать с мячом?

Развиваем связную речь; формируем умение подбирать глаголы.

  • Что мы делали не покажем, что мы делали расскажем!

Гуляя с ребенком на улице, можно спросить у него, чем он занимался в детском саду, чем кормили сегодня.

Развиваем связную речь; закрепляем умение строить предложения; закрепляем умение отвечать на вопрос полным предложением.

  • «Разговор по телефону»

Спросить ребёнка, какие вопросы можно задать, разговаривая по телефону.

Развиваем умение вести диалог на заданную тему.

  • «Вежливые слова»

Перекидывая мяч друг другу, родитель и ребёнок называет вежливые слова и ласковые интонации с помощью которых, можно закончить разговор (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи).

C:\Users\admin\Desktop\f5bqrBZMeBo.jpg
C:\Users\admin\Desktop\0dli0Tmdivk.jpg

Читайте также: