Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, от степени её сформированности зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняет то, что речь есть средство общения и воздействия на окружающих, а также способ формирования мысли. В связи с этим только целенаправленная работа могут привести к высокому уровню овладения речью.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными формами связной речи – диалог и монолог. Диалогическая форма речи является первоначальной, состоит из обмена высказываниями. Это ответы, вопросы, дополнения, пояснение, реплика. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация. Необходимо учить детей этим пользоваться, использовать в речи активно. Для этого проводятся беседы на разные темы связанные с жизнью семьи, деятельности в детском саду. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить.
Главной задачей развития связной речи является совершенствования монологической речи. Это развёрнутый вид речи. Эта задача решается разными видами речевой деятельности: составление описательных рассказов, пересказ литературного произведения, составление рассказа по картинке, заучивание стихов, описания явлений природы, погоды.
Все виды перечисленной деятельностью являются актуальными при работе над развитием связной речи. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать, заучивать, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школе.
Давайте поговорим:
- Когда это бывает?
Возвращаясь с ребёнком домой можно задать вопрос: «Какое сейчас время года? Расскажи мне про него».
Развиваем связную речь, упражняем детей в умении отвечать на поставленный вопрос, уточняем представления детей о временах года.
- Кто больше назовёт действий?
Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок подбирает глаголы.
Что можно делать с цветами?
Что делает дворник?
Что можно делать с мячом?
Развиваем связную речь; формируем умение подбирать глаголы.
- Что мы делали не покажем, что мы делали расскажем!
Гуляя с ребенком на улице, можно спросить у него, чем он занимался в детском саду, чем кормили сегодня.
Развиваем связную речь; закрепляем умение строить предложения; закрепляем умение отвечать на вопрос полным предложением.
- «Разговор по телефону»
Спросить ребёнка, какие вопросы можно задать, разговаривая по телефону.
Развиваем умение вести диалог на заданную тему.
- «Вежливые слова»
Перекидывая мяч друг другу, родитель и ребёнок называет вежливые слова и ласковые интонации с помощью которых, можно закончить разговор (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи).