Как сенсомоторная коррекция способствует развитию когнитивных функций. Игры с мячом.


C:\Users\Admin\Downloads\41.jpg

Казалось бы, какая связь между упражнениями с мячом и умственным развитием?
Ведь в  простых движениях все так просто. С 2,5 -3 лет  ребенок может катать мяч по полу, бросать мяч друг — другу.  

И не стоит  пренебрегать этим инструментом для развития ребенка.
Какие функции задействуются и развиваются у детей, и какую пользу приносит это в будущем, например, на этапе школьного обучения.

БРОСАНИЕ МЯЧА ДРУГ ДРУГУ


При броске у ребенка задействованы: тактильная чувствительность (ребенок чувствует фактуру материала, из которого мяч сделан, его форму, размер, вес), зрительные гностические функции (цвет мяча, рисунки на мяче), зрительно-моторная координация (когда ребенок учится не только ловить мяч, но и целится в руки партнера). Мышечная дифференциация и проприоцептивная чувствительность (когда ребенок начинает чувствовать, с какой силой ему нужно бросить мяч, чтобы он попал до цели и с какой силой сжать мяч,  когда он попадает в руки так, чтобы тот не лопнул, тренируется моторная ловкость), координация движений и тренировка вестибулярного аппарата и мозжечка (ребенок подстраивает свои движения так, чтобы поймать мяч, координирует свои движения с движением мяча, тренируется точность движений), функции программирования и контроля деятельности (нужно спланировать свои действия так, чтобы мяч долетел до цели, а не вбок, в соответствие с задачей и условием игры).
Развитие всех этих функций нам пригодится при письме в школе: хорошая мышечная чувствительность – нужный нажим карандаша, ровный, а не дрожащий почерк, зрительно-моторная координация – соблюдение строки при письме, а не когда буквы уходят ниже строки или выше, функции программирования и контроля необходимы ребенку во всех видах учебной деятельности (от написания буквы до решения тригонометрических уравнений). Здесь надо подчеркнуть, насколько это важно – уметь планировать и контролировать свою деятельность. Дети в школе, у которых слабо развита функция планирования и контроля собственной деятельности, делают ошибки при письме – пропускают буквы, не дописывают слова, забывают о применении правил и допускают орфографические ошибки, испытывают трудности в решении примеров и задач, особенно в решении задач в два-три действия.
При тренировке в данном упражнении ваш ребенок пройдет несколько этапов: сначала он научится ловить мяч, затем более сложной задачей окажется бросание мяча партнеру и здесь вам важно сказать ребенку, что целится надо в руки партнеру, а не вверх, не вбок, не в голову, а именно в руки, которые партнер заранее приготовил для ловли мяча — руки вытянуты вперед, ладони раскрыты.
Для еще большего сенсорного развития неплохо было бы, если ребенок будет иметь опыт взаимодействия с мячами разных размеров, весов и фактуры, цвета.

ОТБИВАНИЕ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ПОЛА

Это упражнение, которое будет являться следующим по возрастанию сложности для ребенка. Наверняка, вы увидите, что ребенок сначала не отбивает мяч от пола, а просто отпускает его из рук – мяч подпрыгивает от пола – ребенок ловит его двумя руками. Пусть ребенок сначала отработает такое выполнение этого упражнения. После того, как вы убедитесь, что ребенок научится ловить подпрыгнувший от пола мяч, вы сообщаете ему, что мяч нужно не просто отпускать, а ударять его о пол. Вот здесь для малыша будет стоять новая задача как для программирования и контроля своей деятельности, так и для дифференциации силы удара мяча о пол. Здесь у ребенка может быть такая ошибка, по причине которой у него не получается ловить мяч – бросает мяч далеко от себя. Тогда вам нужно объяснить, что целиться нужно прямо под ноги перед собой (можете дать какой-то ориентир в виде рисунка на паласе например).

БРОСАНИЕ МЯЧА ДРУГ ДРУГУ С ЗАДАНИЕМ (БРОСАНИЕ МЯЧА ДРУГ ДРУГУ С ДВУМЯ-ТРЕМЯ ЗАДАНИЯМИ)

При выполнении этого упражнения, ребенок может совершать такую ошибку – отбивание мяча от пола происходит не 2 раза, а 3 и более – то есть когда ребенок не отошёл от старого стереотипа с выполнения прошлого действия и не переключился на новое. В этом случае вы поправляете ребенка и напоминаете ему об условиях игры.
Почему важно уметь переключаться с одного действия на другое? Если у ребенка плохо работает эта функция, то на письме он совершает такие ошибки: пишет лишние элементы в буквах и словах по инерции, забывает писать первое слово в предложениях с большой буквы – всё это симптомы регуляторной дисграфии.  Что избежать таких проблем в будущем и необходимо тренировать умение переключения серии действий.
C:\Users\Admin\Downloads\depositphotos_112559546-stock-photo-two-cute-little-kids-playing.jpg

Читайте также: