Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром

C:\Users\Admin\Desktop\Психолог 2020\консультации по запросам родителей\консультации для родителей\hello_html_m24cc56dc.png

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. 

      Ребенок грустен или разгневан — значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его мире все хорошо.

  Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Дети 3—5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, то есть  ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных   —   пресна   и бесцветна.

     Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого    человека    —    важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства,  приводит в дальнейшем   к   адекватному   восприятию другого человека.

     В младшем и среднем дошкольном возрасте   дети   очень   эмоциональны. Эмоции   у   них   выражаются    более бурно и непосредственно по сравнению   со    взрослыми,    придавая    их ни особую выразительность. Одна причин   возникновения   тех  или к   переживаний   ребенка   —   его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное   благополучие,   чувство   уверенности,   защищен -ности.   Обычно   в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают  человека   к  деятельности, влияют на накопление и актуализацию его  опыта.

     При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности.  

   К   первой   группе   относятся настроения —  более  или менее длительные эмоциональные состояния, обязующие   исходный   фон   жизнедеятельности.   

     Ко    второй    —    чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. 

     К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние   организма.   

Так,   ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая   потребность   в   положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание  окружающих   ребенка   преобладает   радостное настроение.    Если   же    со    стороны близких  людей   ребенок  не   находит отклика, то настроение у него портится,    он    становится    раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. 

И тогда можно говорить об эмоциональном    неблагополучии    ребенка,    под которым   понимается   отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности,  особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при   негативном   отношении   к   нему окружающих людей.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе—в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.  

Реагировать   на   слова   и   поступки людей,  проявляя различные эмоции, ребенок   учится    в   общении   со взрослым.    В   младенчестве   впервые, возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому  человеку,   которая  в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым в середине второго года жизни.

Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.

Наблюдая определенные игровые ситуации, взрослый может понять, какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой   необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают в игре — доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают — положительные или отрицательные?C:\Users\Admin\Desktop\Психолог 2020\консультации по запросам родителей\консультации для родителей\img1.jpg

Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.

«Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать лишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».

«Пренебрегаемые,  изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность.  Их принимают в игру   на   роли,   которые   другие   не хотели  играть.   Они  обидчивы,   зачастую   восстают   против   навязанных условий жизни в группе,  становятся агрессивными    или    идут    по    пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются   в  его  тень  и,  таким образом, получают его защиту, купался  в  отблесках его  славы.  Таким детям постоянно не хватает общения о  сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-то из группы или ненавидеть их пренебрежение к себе. 

«Пренебрегаемыми, изолированными» дети становятся по разным причинам.  Один редко  ходит  в  детский  сад,   и  дети практически  мало  его  знают.  Другой только начал посещать данную группу.  Третий  имеет  физические  недостатки, например, толстый и неуклюжий   не  может   на  равных  играть   в подвижные   игры   и   т.   п.   В   то   же время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не   во   всем   совпадают   с   мнением взрослых.   

Таким   образом,    эмоциональное   благополучие   детей   зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников. 

Читайте также: