Как развить произвольное внимание у детей дошкольного возраста?

Упражнения для дошколят, развиваем их внимание!

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Педагоги-психологи по этому поводу утверждают, что в детстве человек приобретает столько знаний, сколько не получит за всю жизнь. При этом качество приобретаемых знаний будет зависеть от того, насколько полноценно развиты у ребенка психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие). Среди всех свойств психики, особое место уделяется вниманию, без которого невозможна ни психическая, ни интеллектуальная деятельность. При правильном подходе к воспитанию тренировку внимания и на его основе внимательности, как качества личности, можно с успехом проводить в домашних условиях. C:\Users\Admin\Desktop\Психолог 2020\консультации по запросам родителей\a079329108bc987a417ef87630867729cb5d3de2.jpeg

Важно! Родителям надо учитывать, что внимание:

  • это направленность на окружающий мир; 
  • обладает свойствами концентрации, устойчивости, интенсивности, распределения, переключения; 
  • основной вид у дошколят ‒ непроизвольное внимание, возникающее спонтанно;
  • главная задача ‒ развивать произвольное внимание

Правила для тренировки произвольного внимания

Произвольное внимание – особый вид, для его осуществления необходима постановка цели и волевые усилия. У дошколят ни то, ни другое пока не развито. Все это могут  развивать родители, обучая самостоятельности дошколенка. Для правильной работы по развитию произвольности внимания в домашних условиях необходимо соблюдение определенных правил:

  1. Постоянство и систематичность занятий. 
  2. Работа над произвольностью трудна для маленьких деток. Чтобы сложные занятия стали привлекательны для детей, начинать надо с простых в исполнении упражнений, постепенно переходя к более сложным. 
  3. Тренировка по развитию произвольного внимания ведется по двум позициям:
  • Специальные упражнения для основных свойств внимания.
  • Особые задания для развития внимательности и устранения истощения внимания.

Самые эффективные упражнения дошколят

В дошкольном возрасте произвольное внимание при правильном подходе развивается очень интенсивно. Родители, предполагающие проведение домашних занятий, должны знать, что каждому возрасту соответствуют свои упражнения и на каждом этапе решаются разные задачи. Если ребенок проявляет нежелание заниматься или сильно утомляется, необходимо отрегулировать сложность и качество заданий, чтобы не допустить истощаемости внимания.C:\Users\Admin\Desktop\Психолог 2020\консультации по запросам родителей\47a8ab0a34016700b2f6fb94c584e3d19991668c.jpeg

Упражнения для малышей

Младший дошкольный возраст характеризуется:

  • неустойчивостью внимания; 
  • неумением концентрироваться на объекте;
  • неумением распределить внимание, если присутствует несколько предметов. 

Главной задачей на этом этапе становится воспитание сосредоточенности и устойчивости. Особенностью проявления внимания у малышей является интерес к объекту, причем большинство деток может сосредоточиться на нем в пределах 5 — 7 минут. Как только интерес угасает, исчезает и сосредоточенность на предмете. 

Важно: занимаясь с крохой, родители могут привлечь и удержать внимание на более длительное время яркими эмоциональными переживаниями, связанными с наблюдаемыми предметами. Это может быть новая игрушка, красочная иллюстрация, музыкальное сопровождение, детская песенка, пропетая взрослым.

«Дорисуй картинку» 

Задание вызывает интерес у детей, полезно для отработки концентрированности. Взрослый предлагает малышу изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь.

«Раз-два-три, упражнение повтори!» C:\Users\Admin\Desktop\Психолог 2020\консультации по запросам родителей\5b3379cb5bc59e200aec6506cda15b42cfcfac11.jpeg

Отрабатывается распределение внимания, упражнение можно проводить на улице.
Под знакомую песенку «Если нравится тебе, то делай так…» взрослый показывает движение и предлагает ребенку повторить сначала одно действие, потом сразу два-три, например, взмах то левой, то правой рукой; хлопок ‒ взмахи уже двумя руками, хлопок – приседание.   

«Чем отличаются предметы?»

Классическое упражнение для отработки интенсивности и распределения внимания.
Взрослый предлагает рассмотреть две картинки с изображением одинаковых предметов, но с отличительными деталями. Например, сказочный персонаж в одежде разного цвета, с разными деталями одежды и т. д. Отличий на первых порах должно быть не более 5-6, затем их количество постепенно увеличивается. 

Читайте также: