Детская агрессия как крик о помощи.

https://fb.ru/media/i/2/6/1/0/9/3/5/i/2610935.jpg

Иногда  нам, взрослым кажется, что детская агрессия  возникает буквально «из ничего», и только кропотливо разбираясь в ситуации, понимаешь, что это не так… Слишком часто оказывается, что проявляемое детьми насилие — это крик о помощи.

Жестокость провоцирует агрессию. Неумолимая  статистика свидетельствует: жестокое обращение с детьми (несмотря на всеобщие призывы общества) набирает обороты. А насилие, жестокость по отношению к детям, в свою очередь, порождают агрессию со стороны  последних.

Как правило, выделяют четыре вида  жестокого обращения с детьми: физическое насилие, пренебрежение потребностями ребенка, сексуальное насилие, эмоциональное или психическое насилие. Кандидат мед.наук  психиатр Е.И. Цымбал дает следующее определение жестокого обращения с детьми:  —  «Это любые умышленные действия или бездействия  со стороны родителей, лиц их заменяющих, лиц, на которых обязанности по воспитанию ребенка возложены по закону, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка, или  вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья.»  В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку, можно квалифицировать вид жестокого обращения, о которых говорилось выше. 

Поговорим о психическом насилии, его не нужно рассматривать как сопутствующее проявление других форм жестокого обращения. Испытанное в детском возрасте психическое насилие в той или иной степени нарушает психическое развитие ребенка и может вызвать ближайшие и отдаленные  последствия разного рода. А вот добрые отношения родителей и ребенка — это необходимые условия для нормального психического и физического развития. В большинстве  случаев психического насилия имеет место словесное оскорбление ребенка, его негативная оценка со стороны родителей и  воспитателей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка.  Если контакт с родителями отсутствует или осложнен, ребенок вынужден искать альтернативные  способы выражения своих эмоций. К сожалению, один из самых распространенных вариантов — это агрессивное поведение.

Агрессия может закрепиться надолго или смениться тяжелой, затяжной депрессией. Ребенку изо дня в день говорят: ты плохой, ты не заслуживаешь любви, ты плохо учишься, потому что ты тупой и вообще ты безнадежен, поэтому мне все равно! Но приняв такую оценку от значимого взрослого и поверив в нее, ребенок будет и в реальности  соответствовать подобному портрету.

Телевизионные передачи, фильмы, пропагандирующие насилие, просто не поддаются подсчету. У них на подмоге многочисленные компьютерные игры, победитель, которых должен убить и замучить как можно большее количество людей. Но и это еще не все. Компьютерные игры, фильмы, мультфильмы «материализуются» в  виде игрушек, не имея которых ребенок чувствует себя ущербным в  кругу своих  сверстников. Разумеется, в эту историю вовлечены и родители, которые не хотят (или не могут) выделить время на общение со своим детьми, на ежедневное терпеливое, кропотливое разъяснение « что такое хорошо и что такое плохо». Гораздо проще  и для себя, и для сохранения мира в семье  ( хотя это равновесие, как показывает опыт, очень неустойчиво),  разрешить ребенку  смотреть телевизор без ограничений, купить сыну или дочери дорогую игрушку, даже не поинтересовавшись, что за история стоит за этим пластмассовым персонажем. Под маской таких персонажей, в таких играх агрессия кажется не такой страшной, ведь негативный поступок совершает персонаж, а не сам ребенок. То, что постепенно ребенок в той или иной степени «сливается», отождествляет себя с ней , большинство родителей склонны не замечать. А агрессивный потенциал постепенно накапливается, и придет момент, когда он неизбежно потребует выхода.

Мой опыт работы с детьми, подверженными частым приступам агрессии, полностью подтверждает  мысль отечественного психолога Валерия  Зеленского о том, что «Основным критерием, определяющим соотношение агрессии и миролюбия в поведении детей, является  критерий безопасности: если ребенок  чувствует себя незащищенным, если его потребности в безопасности,  в любви и признании не получают удовлетворения,  то такой ребенок будет себя вести  агрессивно и  деструктивно.  Агрессивность у детей в большинстве случаев носит защитный характер».

Как внести изюминку в каждый новый день!

(играем, воспитывая и получаем совместную радость)

https://darfix.ru/wp-content/uploads/d/5/a/d5a508bc4169498334afc966198c5efe.jpeg

Это время, проведенное вместе в игре с мамой  или папой, запоминается нашим детям на всю жизнь. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от микроклимата в семье, от качества общения со взрослыми. Я рекомендую вам разнообразить ваше общение с ребенком и подарить ему праздник. Предлагаю вам идеи проведения семейных праздников. Наполните каждый новый день интересными мелочами и увидите, как радость наполнит глаза вашего ребенка! Предлагаемые праздники позволят развить у вашего ребенка навыки общения со сверстниками и взрослыми, развить навыки саморегуляции поведения, научит его самостоятельности, позволит вам раскрыть скрытые таланты и узнать о трудностях, которые испытывает ребенок в повседневной жизни.

  1. Записочки.

Напишите (если ребенок умеет читать), нарисуйте смайлики, сердечки и т.д. типа «Я тебя люблю. Я скучаю без тебя! Ты молодец!». Вариантов много, вам не составит труда придумать 5-10 записочек, «спрячьте» в разные места , но так, чтоб было видно и дайте ориентиры. Ребенок развлечется, отправившись на поиски  очередного послания. 

  1. День подарков.

Это самый обычный день. И только в вашем семейном календаре он отмечен красным. Все дожидаются вечера, потому что каждый член семьи вот уже неделю готовил маленькие сувениры другим членам семьи. Не пожалейте полчаса на разбор подарков на полу, чтоб все увидели! Вечер можно закончить ужином-пикником на ковре в большой комнате (нарежьте цветы из разноцветной бумаги и разбросайте по ковру, чем не полянка?).

3.Неделя вежливости.

Если вы заметили, что дети употребляют жаргонную лексику часто, грубят и огрызаются, пора объявлять неделю вежливости. Введите плату за каждое бранное слово, за повышенный голос. Это могут быть смайлики, монетки, жетоны, складывать в копилку, а в конце недели подвести итоги, на собранные средства можно купить (жетоны обменять на…) книгу, словарик русского языка и подарить самому заядлому спорщику, заставить его выучить 20 значений слов положительной и нейтральной окрашенности.

4.День кино.

Все просто — совместный просмотр детских фильмов, мультфильмов из вашего детства. А потом обсудите, поинтересуйтесь, что понравилось, а что нет, почему? Можно посмотреть любимые фильмы ваших детей, главное вместе провести время! Можно с попкорном, после просмотра  «сходить в кафе — мороженное» на кухню….

5. День театра: поход в драматический, кукольный театры. Можно устроить театр дома : вырезать «актеров» из бумаги, нарядиться в бабушкины , мамины одежды, разыграть сказку.

6. Конкурс блюд. Тут фантазия безгранична! Главное потом жюри (те, кто не принимал участие) оценит лучшего кулинара и присвоит  «звездочку Мишлена» (можно нарисовать – шесть лепестков белой ромашки, знак так и выглядит), написать «Лучшему кулинару семьи Ивановых».

7. День (ребенка, матери, отца, бабушки, дедушки). Сегодня   этот человек очень главный: все просьбы, правила, желания  его в пределах возможного выполняются.

Читайте также: