ДЕТИ У ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом… Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное мероприятие может повлечь за собой печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.
В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными. Одно из них отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог.
В последнее время отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание – дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.
Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи – это резкое снижение фантазии детей. Дети предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений. Не требующих никакой внутренней работы ребенка.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – это детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют друг друга, потому что теряют всякое чувство меры, потому что хочется острых ощущений. Всему виной телевизор, который совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение со взрослым.
Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным – он определяет дельнейшее развитие человека. Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человеческого общения, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.