Готовность к школе: познавательная сфера дошкольника
Мышление называют «жонглированием» первичными ощущениями. И если у ребенка недостаточный опыт в этом плане, то ему трудно будет анализировать, сравнивать в процессе обучения.
Ощущения и восприятие
Важным периодом развития ощущений, восприятия является ранний возраст (от года до трех лет). Однако практика показывает, что многие дети не только начальной, но средней и даже старшей школы нуждаются в дополнительном развитии этих психических процессов. Зачастую именно это и становится причиной многих неудач и даже стойкой неуспеваемости в школе. Что же делать родителям, чтобы ребенок не столкнулся с подобными трудностями?
Родители должны предоставить ребенку возможность получать богатый опыт ощущений: пусть он экспериментирует с незнакомыми материалами, участвует в играх и забавах с другими детьми, плавает, бегает, прыгает.
Чтобы сенсорное (чувственное) развитие человека протекало нормально, необходимо, чтобы все данные природой органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и т.д.) работали. То есть должна быть «пища» для полноценного их развития: глаза должны видеть, уши — слышать, пальцы — трогать и т.д. Большое количество прикосновений к разным поверхностям, катание на ледяных горках, на качелях и каруселях, умение прислушиваться и слышать разные звуки города, леса, помещения, способность распознавать по вкусу и запаху всевозможные продукты — все это необходимый «фундамент» не только эффективной подготовки ребенка к школе, но и успешности в жизни.
Для развития чувствительности не нужны специальные пособия и тренажеры, на прогулке или дома вполне можно развивать способность ребенка к восприятию запахов, звуков ит.д. И чем богаче окружающая среда, чем больше возможностей ощутить ее проявление у ребенка, тем богаче будет опыт, приобретенный им, тем успешнее станет его будущее обучение.
Внимание. Память. Мышление.
Развивать такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение и др. можно по дороге в детский сад, во время совместного приготовления ужина, в автомобиле или в автобусе — всюду можно найти массу занимательных задач, полезных для подготовки ребенка к обучению в школе.
Внимание
Внимание — это направленность нашего сознания на определенный объект. Оно способствует регуляции нашей деятельности, обеспечивает безопасность, позволяет осуществлять аналитическую деятельность.
Внимание характеризуется целым рядом свойств, которые необходимо развивать у будущего первокласссника – это устойчивость, объём, концентрация, переключаемость, распределяемость внимания.
Управление своим вниманием – шаг к улучшению памяти!
Память
Память — это способность человека запоминать то, что он видит, слышит, говорит, делает, хранить эту информацию и воспроизводить ее в нужный момент. Работу памяти обеспечивают запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.
Чтобы ребенок, был успешным в школе, прежде всего, надо определить индивидуальные особенности его памяти — выяснить, какую информацию ему легче запомнить. Обратите внимание на то, как он лучше запоминает движения (слушая объяснения, делая сам, смотря на педагога), какой материал усваивает легче (факты, цифры или общие рассуждения).
Дошкольное детство — лучший период для развития памяти. Как же помочь, ребенку улучшить память?
1. Одним из главных условий запоминания информации является понимание того, что необходимо усвоить. Поэтому старайтесь выяснить, насколько понятен ему материал.
2. Постарайтесь включить в работу как можно больше видов памяти: образную, эмоциональную, двигательную, словесную и др. Это поможет ребенку запомнить информацию, используя тот вид памяти, который «удобен» ему.
3. Если запоминаемый материал носит положительную эмоциональную окраску, он лучше усваивается. Однако желательно помнить и о том, что очень сильные эмоции препятствуют запоминанию.
4. Заученный материал повторяйте с ребенком время от времени, чтобы он не забывался. Однако не следует повторять «до потери пульса». Во всем нужна мера.
5. Укреплять память надо не от случая к случаю, а с помощью систематических упражнений.
Мышление
Умение обобщать единичные факты и предметы, делать выводы о других подобных единичных фактах и предметах — всё это возможно благодаря такому психическому процессу, как мышление.
Развивать мышление — значит давать пищу для ума. Это вовсе не означает, что ребенок должен часами решать логические задачи. Рассказывайте ему больше об окружающем мире: о людях, о профессиях, о растениях и животных, об автомобилях, об архитектурных памятниках.
Так как мышление начинается с вопроса, не отмахивайтесь от ребенка, когда он в тысячный раз задает вам один и тот же вопрос, лучше постарайтесь вместе найти на него ответ в энциклопедиях, в журналах и учебниках. Не игнорируйте многочисленных высказываний и вопросов гиперактивного ребенка, даже если он не всегда дожидается ответа. Все, что он говорит вам, — это его мысли вслух, поэтому, прислушиваясь к ним, можно узнать много нового о ребенке.
Поощряйте сына или дочь не пересказывать прочитанное или услышанное механически, а свободно излагать информацию.
Развивая способность сравнивать, анализировать предметы и явления, попросите ребенка рассказать, чем похожи два на первый взгляд совершенно разных предмета (например, апельсин и трактор). Затем попросите его отметить, чем эти предметы отличаются друг от друга.