«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4 — 5 ЛЕТ»

Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения.  Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив.

И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них начало коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться: проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

Основные правила культурного поведения, которые должны быть

сформированы у дошкольника 4-5 лет.

1. Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей,

играть вместе общими игрушками, уступать.

2. Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

3. Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

4. У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

5. Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

6. Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке.

 Правило«Каждой вещи – своё место».

С чего начинать воспитание культуры?

Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки.

Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков

культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Так, дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить подели для игры, в подарок маме, малышам. Поступки сверстников и свои собственные они начинают осмысливать с позиции общепринятых нравственных норм, а совершив ошибку, оценивают ее с этих же позиций и стараются исправить. Так у детей формируются навыки нравственного поведения. В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя прогресс освоения как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определенны образом (например, ежедневно заниматься утренней гимнастикой не только в детском саду, но и дома, держать в порядке свои игрушки, здороваться со взрослыми и в детском саду, и во дворе, и в квартире и т.д.). Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. Недооценка перечисленных условий может привести не только к потере детьми уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к возникновению у них чувства неудовлетворенности.

Следует помнить также, что у ребенка очень рано, уже на первом-втором году жизни, в силу особенностей его нервной деятельности, при неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки (сосание пальцев, отказ умываться, пользоваться горшком, засыпать только при укачивании, брать пищу руками из тарелки, крошить хлеб, кричать и падать на пол, требуя желаемого, и др.).

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам – это может быть любовь и неприязнь, симпатия или антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе – чувство собственного достоинства и даже самоуверенность или, напротив, чувство неуверенности в своих силах.

Нравственные чувства отражают общественную мораль (в отличие от эгоистичных чувств, отражающих лишь личные интересы).

Закрепление поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, например, уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.

Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.

Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

Отзывчивость – готовность помогать другим людям.

Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.

Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.

Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Советы родителям в воспитании детей:

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.

4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.

5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него). Несмотря на его оплошности.

6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.

Интернет ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-pravila-kulturnogo-povedenija-doshkolnikov-4-5-let.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/03/13/kartoteka-konsultatsiy-dlya-roditeley-sredney-gruppy

Читайте также: