Развитие грамматического строя речи по теме «День Победы»
Одним из компонентов речевого развития является лексико-грамматический строй речи. Для правильной связной речи необходимо, чтобы ребёнок дошкольного возраста научился грамотно использовать различные речевые конструкции. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. В процессе общения дети учатся образовывать существительные множественного числа, склонять существительные по падежам, согласовывать существительные с числительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать притяжательные, относительные прилагательные, использовать притяжательные местоимения «мой – моя», «моё» в сочетании с существительными мужского и женского рода. Формирования грамматического строя языка ребенка является «спонтанным» процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из воспринимаемой речи. Если же у ребенка возникают трудности в формировании грамматических конструкций, следует обратиться к специальным упражнениям.
На первых этапах развития грамматического строя речи перед ребенком, прежде всего, ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). Следующая задача — использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложно — самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомым словом.
Примеры упражнений по лексической теме «День Победы».
- Игра «Один — много». Образование сущ. мн. числа Р.п. Например, солдат – (много) солдат, патрон – (много) патронов.
- Игра «Посчитай». Согласование числительных с сущ. Например, одна пушка, две пушки, три пушки, четыре пушки, пять пушек.
- Игра «Скажи какой, какая, какое?». Подбор прилагательных к сущ. Например, зашитник – (какой?) смелый, сильный, отважный.
- Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Например, смелый — трусливый, защитник -…, герой -…, победа -…, наступают -…
- Игра «Мой, моя, моё». Подбор сущ. к местоимениям. Например, мой – защитник, моя – пушка.
- Игра «Что делает?». Подбор глаголов к сущ. Например, солдаты – (что делают?) стреляют, бегают, защищают, охраняют.
- Игра «Родственные слова». Подбор похожих слов. Например, герой — героический, геройский…Защита — защитник, защищать, защищённый…