Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха
Слух – это один из ведущих речевых анализаторов, нарушение слуха приводит к особенно серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Правильное понимание этой проблемы родителями и своевременное принятие коррекционно-профилактических мер позволит многое сделать для сохранения речи детей.
Принято различать две основные категории детей с нарушением слуха: глухих и слабослышащих, а среди глухих — рано- и позднооглохших. Последние до наступления глухоты уже успели приобрести речь. Однако при наступлении глухоты в 3-5 лет и при отсутствии специальной работы над речью к школьному возрасту у ребенка сохраняется лишь небольшой запас искаженных слов.
Принципиальная разница между слабослышащим и глухими заключается в том, что имеющаяся у слабослышащих степень сохранности слуха позволяет им хотя бы в самой минимальной степени самостоятельно обогащать свой словарный запас, тогда как для глухих это полностью исключено.
Что касается речевых расстройств, которые непосредственно связаны с неполноценностью слуховой функции, то они достаточно разнообразны. Однако если попытаться как-то объединить и обобщить все эти нарушения, то здесь правильнее всего будет говорить о недоразвитии у ребёнка с нарушением слуха всех сторон речи из-за невозможности ее полноценного восприятия на слух. У них нарушается как понимание речи окружающих, так и собственная произносительная речь во всех ее основных звеньях (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй).
И это вполне понятно, поскольку речь у детей развивается путем подражания, а полноценно подражать полуслышимой или неслышимой речи невозможно.
Понимание речи страдает из-за неполноценности ее слухового восприятия. Ведь прежде чем понять сказанное, нужно его правильно воспринять, то есть правильно услышать, а при сниженном слухе это далеко не всегда возможно.
Словарный запас детей с нарушением слуха отличается целым рядом своеобразных особенностей, типичных именно для этой категории детей. Малый запас слов. Неточность понимания значений употребляемых ребенком слов, выражающаяся в большинстве случаев в расширении и размытости этих значений. Так, название предмета может заменяться названием действия, признака или другого предмета («умываться» вместо «умывальник» или вместо «мыло»; «горячий» вместо «утюг»; «температура» вместо «термометр» и т. п.). Замены близких по звучанию слов, что характерно и для процесса восприятия речи (кочка — горка — кошка — норка — порка; молоток — потолок — порошок — петушок; ворота — ворона — хороший). Искажение окончаний слов, нередко до полной неузнаваемости слова, например: «мой» вместо «мост»; «пароль» вместо «паром». Замены акустически близких звуков, не различаемых ребенком на слух, что приводит к изменению смыслового значения слов («колос» вместо «голос», «гардина» вместо «картина»).
Рекомендации для родителей:
- достаточно громкая, небыстрая и отчетливая речь окружающих, которую ребенок сможет лучше услышать и понять;
- привлечение внимания ребенка к артикуляции говорящего, что значительно облегчает восприятие им речи за счет дополнительного использования и более сохранного зрительного анализатора;
- сокращение расстояния до ребенка во время речевого общения с ним, что также улучшает слышимость речи;
- обогащение словарного запаса ребенка, поскольку знакомые слова всегда значительно легче воспринять и понять, чем впервые слышимые;
- четкое и достаточно громкое проговариванием окончаний слов, что позволит ребенку овладеть правильными грамматическими нормами речи.