У РЕБЁНКА ДИЗАРТРИЯ. ЧЕМ Я МОГУ ЕМУ ПОМОЧЬ?
Дизартрия – это нарушение произношения вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы. За сложным определением скрывается простое объяснение: нервный импульс, передающий команды от головного мозга к началу действий мышцам губ, языка, мягкого нёба до мышц, частично теряется в пути, доходит с большим опозданием и искаженно, что не может не влиять на качество речи в целом и звукопроизношения в частности).
Проблема не ограничивается неправильной речью: мимика детей данной группы часто бедна, мышцы лица скованы. Отмечается нарушение просодики – ребёнок плохо контролирует силу и высоту голоса, интонационное оформление речи бывает несовершенным.
Часто родителей также тревожит неуклюжесть детей, неразвитость общей и мелкой моторики. Простые повседневные действия становятся затруднительными для малыша – он не может аккуратно пользоваться столовыми приборами, самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки (повсеместное использование застежек-липучек только маскирует проблему, но не решает ее). Ребёнок уклоняется от занятий танцами и физкультурой, плохо бегает и прыгает.
Основные причины, вызывающие дизартрию, таятся в патологиях протекания беременности и родов. Это длительные токсикозы, кислородное голодание плода, инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в первом триместре), затяжные или стремительные роды, стимуляция родовой деятельности и многое другое.
Симптомы дизартрии могут проявляться ярко или смазано, неявно в зависимости от степени тяжести речевого нарушения.
При легкой степени тяжести дефекты произношения не мешают окружающим понимать речь малыша. Средняя степень нарушения обусловлена значительной потерей четкости и внятности речи. Если то, что говорит ребёнок, практически непонятно даже близким людям из-за грубого дефекта произносительной стороны, мы говорим о тяжёлой степени заболевания.
Для получения положительного результата в коррекции дизартрии необходимы содружественные скорректированные усилия нескольких специалистов – логопеда, невролога, врача-физиотерапевта, что обусловлено изначальным органическим поражением центральной нервной системы ребенка.
К сожалению, «волшебной таблетки от речи» не существует. Невролог индивидуально сможет подобрать препараты, способствующие лучшему питанию клеток мозга и улучшению моторики ребёнка, в том числе и артикуляционной.
Комплекс врачебной терапии дизартрических расстройств нацелен на развитие и коррекцию крупной и мелкой моторики и включает в себя непосредственно медикаментозное лечение и блок физиопроцедур (массаж, аппаратная коррекция).
Родителям посильно аккуратно проводить простой массаж лица, губ и языка ребенка. Основные приемы – разглаживание и пощипывание лица, легкое массирование губ и мягкого нёба большим пальцем (движения при этом производятся в разных направлениях вверх и вниз, по и против часовой стрелке).
Полезно также совместить ежедневную процедуру чистки зубов с самомассажем лица и языка. Приучите ребенка разглаживать и похлопывать язычок с помощью обратной (резиновой) стороны зубной щетки.
Еще до начала полноценных логопедических занятий можно и нужно заниматься разработкой мышц речевого аппарата ребёнка. Для этого мы используем простую артикуляционную гимнастику. Ее базовый комплекс направлен на обучение ребёнка произвольному выполнению определенных движений губами и языком – «улыбочка», «трубочка», «часики» и многие другие. Гимнастику нужно выполнять перед зеркалом ежедневно, уделяя тренировке 10-15 минут.
Для улучшения моторики мышц языка подключите «сладкие» упражнения. Предложите ребёнку «приклеить» и подержать какое-то время конфетку у уголка рта или у верхней губы. Пусть малыш прорисует заданную фигуру (круг, треугольник, букву) по джему/сгущенке/йогурту, тонким слоем размазанным по тарелке.
«Развивай пальчики – разовьешь речь», «речь ребёнка на кончиках пальцев»…Улучшая мелкую моторику малыша, мы развиваем и речевую моторику тоже. Все дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за тонкие движения пальцев, расположены рядом с «речевыми». При воздействии на одну зону «откликается» и другая.
Для развития мелкой моторики рук подходит пальчиковая гимнастика, а также повседневное использование мелких бытовых предметов (застегнем пуговички, соберем соринки с ковра и скрепки со стола, завяжем шнурки). От фантазии родителей зависит организация специальных игр («Золушка» перебирает из общей чашки горох и фасоль, «мальчик-с пальчик» строит дорожку из спичек и т.д.). Положительно влияют на развитие мелкой моторики ребёнка рисование, лепка, аппликация, использование мозаики и конструктора с мелкими деталями.
Старайтесь не превращать упражнения в «уроки», играйте с малышом.
И конечно, родители не должны заниматься коррекцией звукопроизношения самостоятельно. Это может привести к усугублению проблемы. Задача близких взрослых – выполнять рекомендации учителя-логопеда и осуществлять контроль за речью ребенка.
При соблюдении всего вышеизложенного речь ребёнка исправится. Успехов Вам и Вашему малышу! Говорите красиво!