Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что, помимо реального, существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах, способах их решения. Даже когда действующие лица кажутся неправдоподобными, истинные сказки всё же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Понятие о добре и зле предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, ещё более «расширят» реку. А если совет будет совершенно не реальный, фантастический, нелогичный, новый взгляд на проблему – возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, а проблема решена.
Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие. Напротив, они – существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания врутреннего мира людей, способ снятия тревого и воспитания уверенностив своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.
Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах»; пугливому и робкому — «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Золотой ключик, или Приключения Буратино», капризному — «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших свою жизнь подвигам во имя людей, и т.д.
Поймите эмоциональную проблему вашего ребенка: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги помогут решить ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей для преодоления препятствий. Он сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно её закончите сразу, постарайтесь говорить своим обычным голосом и языком, доступным ему, усвоенным им в реальном общении с родителями.
Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ему добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом, поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте сказки, близкие и полезные вашему ребенку.
Наиболее ценные, «целебные» сказки те, что передавались из поколения в поколение. Существует целое направление психотерапии, которое так и называется – «сказкотерапия», или «сказкокоррекция». Психолог сочиняет сказку, помогающую ребенку избавиться от тревог и страхов, повысить уверенность в себе, научиться общаться, освоить новую модель поведения и т.д. Сказкотерапия бывает особенно эффективна в случаях детского упрямства, капризов, конфликтов со сверстниками и близкими…
Лучше сочинять сказку вместе с детьми. Ребенок сам направит сюжет в сторону тревожащих его проблем, а вы, вероятно, откроете что-то новое в его душевном мире. Чтобы сказка получилась интересной и полезной, необходимо соблюдать несколько правил.
- Сказку надо сочинять в хорошем настроении, никуда не торопясь.
- Будет замечательно, если ребенок воспримет это как новую увлекательную игру. Не стоит отрывать его от любимого занятия, иначе сказкатерапия не приносит плодов. «Полезная» сказка будет уместна перед сном, во время прогулки.
- Герой или героиня должны быть близки ребенку. Если ему нет ещё 5 лет, лучше сочинить сказку про симпатичного зайчика, мышку, львенка. Для детей постарше главным персонажем может быть ребенок одного с ним пола и возраста. Не стоит давать герою сказки имя вашего малыша. Ребенок и сказочный персонаж – не одно и то же.
- События, происходящие с героем сказки, его переживания должны быть похожи на те, которые травмируют ребенка в реальной жизни, но не в мелких деталях. Полезно в сказке преувеличить трудности или даже довести ситуацию до абсурда. Например, если вы решили побороться с излишней плаксивостью. Можно сочинить историю о маленьком инопланетянине, который так «заплакал» свою планету, что на ней буквально сухого места не осталось. Её жители прилетели на Землю, чтобы земляне научили их строить лодки, а люди придумали, как успокоить плаксу. В сказке должны быть волшебство, вымысел, юмор.
- Не стоит помещать в сказку предметы и персожей из реальной жизни (современный транспорт, оружие, ваших знакомых). Правда и вымысел должны быть разделены четкой границей. Но если сам ребенок включает в сказку жизненные реалии – пусть они остаются.
- Не подвергайте критике то, что придумывает малыш. Всё, что он говорит, — ценно и обязательно должно быть включено в сказку, даже если выглядит слишком кровожадным или неприличным.
- Счастливый конец обязателен. Герой всегда находит выход из трудных обстоятельств, становится сильнее и красивее, а чудовища оказываются смешными и нестрашными.
Сочинение сказки даёт радость совместного творчества, сопричастности к общей тайне. Вы налаживаете теплый эмоциональный контакт с ребенком, учитесь понимать друг друга. Ощущение вашей любви и безраздельного внимания делает его более счастливым и уверенным в себе. Ребенок учится связно и интересно выражать свои мысли. Он тренирует логическое мышление, ведь в сказке одно вытекает из другого, всё взаимосвязано. Воспитывается творческая личность с развитой фантазией и воображением. Конечно, сказка – не панацея от всех трудностей воспитания, но хорошая альтернатива наказаниям, нотациям и уговорам.
Читайте и сочиняйте сказки! И будьте счастливы!