«Развитие мелкой моторики рук»
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.
Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, использование пальчикового театра. Многие игры рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец, отдельно необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта, поэтому необходимо участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом — домиками, кубиками, мелкими предметами.
Пальчиковый тренинг включает упражнения:
- Статические упражнения – удержание пальцами определенной позы,
- Динамические упражнения — развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую,
- Расслабляющие упражнения — нормализующие мышечный тонус.
Продолжительность пальчикового тренинга в среднем и старшем дошкольном возрасте — 10-15 минут в день. Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом.
Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
В детском саду мы развиваем мелкую мускулатуру рук ребёнка следующими приемами:
— лепка из теста, пластилина, глины;
— скатывание шариков из салфеток, катание шариков, бусин разного диаметра, камешков;
— нанизывание бусин, пуговиц на нитки;
— штриховка в разных направлениях простым и цветными карандашами, рисование, раскрашивание мелом, красками, фломастерами;
— работа с ножницами (вырезание по шаблону, гармошкой);
— конструирование из бумаги (оригами), работа с иглой;
— пальчиковая гимнастика;
— рисование узоров по клеточкам в тетради;
— занятия на стадионе на снарядах, где требуется захват пальцами.