Консультация для родителей «Развиваем речь, играя»

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя»

          «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (Сухомлинский).

           Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени — родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. И как сложно вашим детям, ведь они — ваша надежда и гордость! Они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы вы поиграли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство — чувство локтя, чувство коллективизма.

           Ребёнку хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища.

          Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями.

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. 

Приятель — друг — враг; 

Грусть — радость — печаль; 

Еда — очистки — пища; 

Труд — завод — работа; 

Танец — пляска — песня; 

Бежать — мчаться — идти; 

Думать — хотеть — размышлять; 

Шагать — сидеть — ступать; 

Слушать — глядеть — смотреть; 

Трусливый — тихий — пугливый; 

Старый — мудрый — умный; 

Бестолковый — маленький — глупый; 

Смешной — большой — огромный.

«Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый) и т.д.

«Семейная олимпиада»

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Два брата»

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. 

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. 

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. 

Глазик — глазище; ротик — ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик — шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище.

«Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: 

Цветок красный, а цветочек красненький. 

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. 

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). 

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). 

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). 

Ведро синее, а ведерко … (синенькое). 

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). 

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). 

Дом низкий, а домик … (низенький). 

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Магазин посуды»

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. 

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. 

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: 

Красное — яблоко, кресло, платье. 

Желтая — репа, краска, сумка. 

Синий — василек, баклажан, карандаш.

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? 

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. 

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. 

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). 

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). 

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). 

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«Найди картинку»

Цель: развитие анализа и синтеза.

Цель: развитие анализа и синтеза. 

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта. 

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова: 

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор; 

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон; 

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег; 

шоссе, кондуктор, водитель, остановка; 

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч. 

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. 

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

ДРУГ … ВРАГ 

ДЕНЬ … НОЧЬ 

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) 

ЖАРА … ХОЛОД 

ЗЛО … ДОБРО 

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО 

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО 

ВЫСОКО … НИЗКО 

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ 

ТРУДНО … ЛЕГКО 

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ 

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ 

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ 

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ 

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ 

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Читайте также: