Психологические особенности детей шести лет
Возраст 5 – 6 лет – последний возраст, когда в психике дошкольника появляются принципиально – новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и вытекающая, от сюда способность управлять своим поведением. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Особенности возраста: общение с взрослым — личностное; проявление произвольности всех психических процессов, проявление активности во всех видах деятельности; развитие фантазии. Рекомендации для родителей: обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение, как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. Ребенок в этом возрасте продолжает познавать мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует на них ответы или создает версии. Желает показать себя миру. Часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками. Пока еще ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая получить то, что хочет. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют друг друга, а потом – каждый самого себя. В этом возрасте ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредотачиваться на том, что ему не интересно. Закладка всех черт личности ребенка закладывается в этом возрасте. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.