«Дайте ребёнку картинку, и он заговорит» консультация Лучики
Потешки, прибаутки, сказки, стихи и рассказы — вот та кладовая, из которой черпает ребёнок свои знания о родном языке, учиться пользоваться речью, как средством общения. Но, как помочь ребёнку запомнить стихотворение, которое мы предлагаем ему в рамках образовательной программы? В этом нам на помощь приходят картинки. К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картинку, и он заговорит». У ребёнка младшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Основываясь на этом в своей работе, я пользуюсь методом заучивания стихов по опорным картинкам.
Начать учить стихи можно с детьми раннего возраста. Показываю картинку, изображающую сюжет стихотворения. Читаю стихотворение без установки на запоминание, обращая внимание детей на иллюстрацию. Затем проводим небольшую беседу по содержанию стихотворения, опираясь на картинку, выясняя все ли слова понятны детям.
После этого читаю стихотворение ещё раз с установкой на запоминание.
И вот тут начинается самое интересное. Сначала прошу прочитать стихотворение с опорой на картинку тех детей, которые запоминают более медленно, с моей помощью повторяем стишок несколько раз. Такой метод помогает менее активным детям, в начале заучивания преодолеть свой страх перед неудачей, а детям, быстро запоминающим стихи рассказывать его без опоры на картинку. В течении дня необходимо ещё раз вернуться к заученному стихотворению. Картинки остаются в группе, и дети имеют возможность возвращаться к ним неоднократно.
Этот способ, хорош ещё и тем, что развивает у детей самоконтроль и взаимоконтроль. В течении занятия дети с интересом следят за выступлением товарищей и, если необходимо приходят на помощь.
Учёные утверждают, что заучивание стихов развивает не только речь детей, но и их интеллект, благодаря стихам расширяется их кругозор. Невозможно переоценить значение поэтического слова в жизни ребёнка.