Как воспитать трудолюбивого ребенка
Одной из важных областей жизни дошкольника является элементарные трудовые занятия. ФГОС ДО уделяет особое внимание трудовому воспитанию дошкольников. Труд имеет огромное значение для детского развития, включая практический и воспитательный аспект. Именно в этой продуктивной деятельности формируется целенаправленность, организованность и настойчивость. Неспособность организовывать и упорядочивать свои действия в дальнейшем проявляется во всяком деле, и прежде всего в обучении — будь то решение задач, оформление тетради или устный счет. Практически труд и ремесло являются средством развития этих важнейших навыков и качеств. Правильно организованный труд будет способствовать развитию произвольности, организованности и целенаправленности.
Главными моментами являются осмысленность для ребенка и многократная повторяемость понятных действий – прежде всего бытовых операций самообслуживания и ухода за собой, за игрушками и помещением, в котором он находится. Именно повторяемость позволяет ребенку отследить логику действий, успешно освоить трудовые навыки. Навыки повседневного бытового труда создают базу для дальнейших более сложных практических и умственных действий.
Значительную роль в трудовом воспитании имеет стремление детей к подражанию взрослым. Ребенок перенимает манеру действий старших – сосредоточенность, хаотичность или планомерность. Таким образом, от позиции взрослого, правильности организации «рабочего места» и доброжелательного приглашения ребенка «делать вместе» будет зависеть включенность и энтузиазм любых трудовых дел.
В повседневной жизни можно выделить следующие трудовые моменты:
- самостоятельное одевание и раздевание – является для маленьких детей настоящим целенаправленным трудом;
- накрывание на стол к обеду;
- уборка игрушек по окончании игры;
- уборка за собой со стола после еды;
- мытье посуды вместе со взрослым.
Вместе со взрослым можно осуществлять сезонный труд на земле, а именно:
- сгребание листьев;
- уборку снега;
- посадку и полив растений;
- уборку инвентаря после прогулки.
Важно вовлекать ребенка в уборку помещения и учить поддерживать порядок в комнате. Это может быть протирание полочек, стирка кукольной одежды, уход за комнатными растениями. При этом в хозяйственные дела ребенок включается по своему желанию и выполняет их пока это увлекает. А вот одевание, уборка со стола после еды, уход за одеждой после прогулки – это дела, требующие постоянного внимания.
Главный принцип заключается в том, что взрослый начинает дела первым и не заставляет, а приглашает своим действием ребенка к соответствующему занятию.
Источник: Развивающая предметно – пространственная среда: методическое пособие/ Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова и др. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.