«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В. М. Бехтерев
13 Января родители и дети группы «Горошины» были приглашены в Академию Дошкольных Наук. На масстер класс по пальчиковой и дыхательнойгимнастики, для родителей было подготовлено консультация по данной теме. Мы вместе с родителями и детьми провели интересно и продуктивно эти выходные.
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение, для формирования полноценной личности. Правильная речь — это один из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо, как можно раньше. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей, укрепляют иммунитет ребёнка. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
I. Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагменное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Занятия дыхательной гимнастикой способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Упражнения на глубокое и поверхностное дыхание, которые осваивает малыш, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой. Правильное речевое дыхание: вдох через нос, при этом нельзя поднимать плечи и плавный выдох через рот. Чтобы избежать головокружений, продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3 -5 подходами.
1. Сдувать снежинки, пушинки, перышки, листочки со стола, с руки.
2. Дуть на легкие шарики, катая их по столу
3. Приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики, лодочки и другие фигурки.
4. Можно использовать для занятий всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, бумажные листочки, бабочки, птички и т. д., подвешенные на натянутой горизонтально нитке.
5. Надувать воздушные шары.
6. Пускать мыльные пузыри.
7. Поддувать вверх пушинку, ватку, мыльный пузырь.
8. Дуть в свисток, дудочку, трубочку и т. д.
II. Пальчиковой гимнастика. Развивая пальчики ребёнка, вы помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. На помощь вам придут разнообразные конструкторы, мозаики, пазлы, разрезные картинки, шнуровки, занятия аппликацией, лепкой, штриховки, раскраски, игры с бусинами, пуговицами, крышечками, прищепками, крупами (конечно же, под присмотром взрослого, а также специальные упражнения для пальцев. Сначала все упражнения выполняйте не спеша, взяв руку ребёнка в свою и выполняйте совместно.
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
2. Ладошка-кулачок-ребро.
3. Пальчики здороваются (на счет 1-2-3-4-5 соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.).
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (см. 4, выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
7. Козлята (то же, что и 6, но двумя руками).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, остальные соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)
11. Лиса и заяц (лиса «крадется — все пальцы медленно шагают по столу вперед, заяц «убегает» — быстро пальцы движутся назад)
12. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
13. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
14. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)
15. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)
16. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)
17. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать по кругу)
18. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв
Академию Дошкольных Наук провела воспитатель группы «Горошины»
Гаджибутаева Эльвира Шахларовна.