Сказкотерапия в работе логопеда
Сказкотерапия в работе логопеда
Общеизвестно, что сказка с её фантастическим миром, наполненным чудесами, тайнами и волшебством, является самым любимым литературным жанром детей. Маленький ребенок всегда с нетерпением ожидает «погружения» в воображаемый нереальный мир, чтобы активно действовать в нем, творчески преобразовывать его. Сказка позволяет маленькому человеку свободно мечтать и фантазировать, что развивает его творческие способности. Со сказочными героями ребенок учится преодолевать трудности, находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Отсюда основная цель сказки – формирование правильного морального, поведенческого и речевого образа в соответствии с сюжетом и персонажами сказочной истории. Именно поэтому сказочные истории активно используются в работе и педагогом, и психологом, и логопедом. Каждый специалист находит для себя в сказке важный и значимый компонент коррекционно-развивающего воздействия на маленького ребенка. На современном этапе весьма популярным является сказкотерапия. Под сказкотерапией мы понимаем процесс поиска смысла, расширение знаний об окружающей действительности и системе взаимоотношений в нем; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение. На логопедических занятиях с использованием сказкотерапии идет постоянное воздействие, прежде всего на собственно речевое развитие ребенка. Задача логопеда – это развитие и коррекция звуковой и смысловой стороны речи ребенка, обогащение и активизация словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной устной речи, нивелирование трудностей контактов с окружающими взрослыми и детьми. Работа над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках, способствует развитию образного мышления, связной речи ребенка, умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать.
Многие задумаются, разве сказка и сказкотерапия не одно и то же? Сказкотерапия – это способ решения конкретной проблемы ребёнка.
Малыш, который слышит историю с вымышленными персонажами воспринимает всё реально. В сказках используются метафоры, гиперболы – способы завлечь ребёнка тем, о чём повествуется. И дети сопереживают, радуются вместе с героями. Но если ребёнок чем-то обеспокоен, он сразу же «примеряет» ситуацию из сказки на себя, что помогает ему решить, как нужно поступить. Дети сразу же проникаются к доброму персонажу, поэтому сказкотерапия таким образом способствует ребёнку перенять на себя позитивную сторону персонажа, который, на его взгляд, прав.