Семейное чтение – залог успешного воспитания.

Семейное чтение тонкой нитью 

соединяет одну душу с другой, 

и тогда рождается родство душ.

Януш Корчак

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_cbfe2cd661a0a4a83435f3c8459492ed.jpg.jpg

Как верно в свое время сказал польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак. Действительно семья играет особую роль в формировании любви к чтению.

Семья – это самое лучшее место на земле, где тебя любят и принимают таким, какой ты есть, где царит доброта, взаимопонимание, и немаловажную роль в этом родстве душ играет —  совместное чтение.

Чтение – одно из главных проявлений культуры. Это не просто средство коммуникаций, а прежде всего творец, созидатель. Книга помогает нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывает человеку окружающий мир. 

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его дети выросли достойными и уважаемыми людьми, нашли своё место в обществе. Но что является той волшебной палочкой, которая способна претворить эту мечту в жизнь и сделать ребёнка счастливым? Ответ прост: этой палочкой является умение и желание ребёнка читать. Детское чтение – интеллектуальный ресурс страны, главный резерв развития человеческого потенциала нации! (И. И. Тихомирова) Оно занимает одно из важных мест в развитии ребёнка, в формировании его личности наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным и художественным образованием. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают воображение, речь, память, то есть выполняют познавательную и развивающую функции. И это аксиома! Книга не имеет себе равных среди источников информации ни по полноте содержащихся сведений, ни по достоверности информации, ни по способности проникновения во внутренний мир человека, а также не имеет равных и по способности устанавливать взаимопонимание между поколениями.

Но, очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающим, т. к. происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными и т. д. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном учении детей, и особенно в начальной школе. Сейчас для детей незнакомы такие известные авторы, как А. Барто, Л.Толстой, В. Драгунский и др. На уроках чтения мало кто называет названия сказок, детских рассказов. Это очень жаль. Ведь чтение – это общение читающего с исписанной страницей. Чтение можно сравнивать с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, истории, биологии – будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Совместное, семейное чтение для ребёнка имеет особое значение, это не только хорошая семейная традиция, это огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций. 

  • Во-первых, слушая чтение взрослого, ребёнок активно думает, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, ассоциирует себя с героем книги.
  •  Во-вторых, пока родители читают, ребёнок фантазирует, создаёт зримый красочный образ, мир, в котором живут герои книги; когда ребёнок, только научившийся читать, делает это сам, он слишком много усилий тратит на процесс чтения. На полноценное создание образов и восприятие текста не остаётся сил. И это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Между тем, развитие фантазии – это важнейшая ступень на пути становления творческой личности. В связи с этим ребёнку, даже уже умеющему читать самостоятельно, обязательно нужно читать вслух.
  • В-третьих, во время чтения книги взрослыми ребёнок учится слушать: долго, не прерывая читающего, различать смысловые акценты, слышать различную интонацию. Кроме этого формируется слуховая память, ребёнок начинает хорошо запоминать. 
  • В-четвёртых, семейное чтение – это совместное времяпровождение, общение. И это самое главное. У родителей и детей – общий интерес и совместное дело. Проводить время вместе – значит отдать ребёнку все внимание целиком. Инесса Николаевна Тимофеева, исследователь детского чтения, писала в книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти»: «Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались, вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов».
https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_f79814dc9890c73a5eae9c55f3160a4d.jpg.jpg

         Сегодня важно привлечь внимание родителей к книге — как важному фактору воспитания ребёнка; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать. Приучение ребёнка к чтению- длительное и кропотливое занятие. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Вот что происходит в моменты совместного чтения:

  1. Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
  2. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
  3. При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
  4. Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОВМЕСТНОМУ ЧТЕНИЮ КНИГ С ДЕТЬМИ

 I. Перед чтением книги: 

1. Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке. 

2. Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга? 

3. Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются – художниками. Найдите вместе их имена в книге. 

4. Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

 5. Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собственного рассказа по картинкам.

 6. Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо. 

7. А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя

II. Пять простых советов. 

1. Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться. 

2. Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно. 

3. Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.

 4. Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.

 5. И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела. 

«ПОДСКАЗКИ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ («ДА» И «НЕТ») «ДА»

 ∙ Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером) ∙ Читайте сами, показывая пример своему ребенку. 

∙ Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения. 

∙ Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.

 ∙ Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.

 ∙ Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.

 ∙ Дарите ребенку книги.

 ∙ Сделайте чтение приятным времяпрепровождением. 

∙ Всегда хвалите ребенка, если он/она читает. «НЕТ»

 ∙ Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит. 

∙ Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения. 

∙ Не прекращайте читать детям вслух, как только они научатся читать сами. 

∙ Никогда не отговаривайте ребенка от чтения – читать что-то лучше, чем ничего не читать.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_d8302fb2c23e673f067f5b432c79af13.jpg.jpg

Интернет ресурсы:

  1. https://infourok.ru/semejnoe-chtenie-zalog-uspeshnogo-obucheniya-i-vospitaniya-6488996.html
  2. https://sakhodb.ru/site_get_file/3024/SEMEYNOE%20CHTENIE%20.pdf
  3. https://amakids.ru/about_us/blog/hobbi/kakie-knigi-chitat-pyatiletnim-detyam/

Консультацию подготовила воспитатель средней группы МАДОУ д/с №183

Читайте также: