РЕЧЬ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ
С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребѐнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи. Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.
Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми. Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:
1) Вначале работаем над гласными. — Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребѐнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поѐм. — У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой. — Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку. — Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
2) Отрабатываем слияния гласных звуков. — Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!». — Ребѐнок плачет: «Уа! Уа!».- Показываем ослика: «Иа! Иа!».
3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл. — Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также. — Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом. — Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую. — Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги, жук: «Ж-ж-ж». — Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.
4) Далее – звукоподражательные слоги и слова. Подражание голосам животных: собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д. Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух! Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д. Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух. Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.
Разучивать звукоподражания необходимо в игре. Использовать картинки или игрушки. Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
Учитель-логопед: Осипова Т.А.