РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

2 Марта родители и дети группы «Горошины» были приглашены в Академию Дошкольных Наук. На масстер класс по речевому развитию детей 2-3 лет, для родителей было подготовлено консультация по данной теме. Мы вместе с родителями и детьми провели интересно и продуктивно эти выходные. 

Практически все родители задумываются над тем, как научить ребенка говорить в 2 года. В этом возрасте детей начинают очень активно готовить к посещению детского садика, а некоторые малыши уже не первый день являются его постоянными посетителями. Это одна из наиболее весомых причин, почему мамы и папы столь обеспокоены развитием речевой деятельности у ребенка, ведь очень важно, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит. Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Она меняется буквально каждый месяц: ребенок начинает говорить цельными конструкциями, разучивает новые слова, все четче выговаривает звуки. На этом этапе родителям важно контролировать соответствие речи ребенка возрастной норме и в случае проблем решать их самостоятельно или обратиться к специалисту.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 2-3 ГОДА

Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость. К 2-3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша. Нормы речи у детей 2-3 лет : 

Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200-300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000-1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. 

К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2-3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би»«ту-ту». Малыш понимает обращение к нему взрослого. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. 

Нормальное речевое развитие ребенка в 2-2, 5 года подразумевает следующее:

• понимание речи – это относится к ее смыслу, обсуждению событий и явлений в различных временах (прошедшее, настоящее, будущее);

• способность к подражанию – повторение фраз, потешек, коротких стихов;

• использование многословных и сложных предложений, хотя с точки зрения грамматического строя они могут быть неправильными.

• речь – основное средство общения со взрослыми людьми, своими сверстниками.

Методы развития речи у детей 2-3 лет

Развивать речь у ребенка 2-3 лет можно разными способами. Не следует останавливаться только на одном варианте – следует грамотно сочетать и чередовать их.

Артикуляционная гимнастика – Артикуляционные упражнения необходимы для правильного звукопроизношения. Они развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и связки. С ребенком 2-3 лет можно выполнять следующие элементы:

• Надуть щеки и сдуть их, как будто надувая воздушный шарик. Если ребенок хорошо освоил это упражнение, то щеки можно надувать и сдувать поочередно.

• Открыть рот – это замок (крепость). Высунуть язык – мост, убрать его обратно.

• Широко открыть рот (ворота) и зафиксироваться в таком положении на 5 секунд.

• Как можно шире открыть рот и расслабить язык. Положить его на нижнюю губу и зафиксироваться в таком положении на несколько секунд.

• Приоткрыть рот в улыбке и передвигать язык из одного уголка рта в другой, имитируя маятник часов.

• Приоткрыть рот и тянуться языком сначала к кончику носа, затем к подбородку.

• Цокать, изображая лошадку. Язык при этом должен плотно прижиматься к небу.

В выполнении этих упражнений должны активно участвовать родители. Нужно показывать ребенку пример, заинтересовать его гимнастикой, разыгрывая различные сценки.

Развитие мелкой моторики

Доказано, что развитие речи тесно связано с мелкой моторикой рук, поэтому ее также необходимо параллельно развивать. Развитие мелкой моторики предполагает работу с мелкими предметами и различными материалами. Необходимо помнить о технике безопасности и следить, чтобы ребенок ничего не проглотил, не порезался.

Чтение для развития речи

В 2-3 года дети еще не умеют читать, но книги нужно активно использовать для развития речи. Ребенку каждый день нужно читать вслух. Выбирать при этом надо книги, соответствующие возрасту малыша – он должен хорошо понимать смысл прочитанного материала, интересоваться им. Можно выбирать короткие произведения или разделять длинную сказку на несколько частей, но каждая из них должна быть логически завершена.

Обязательно надо обеспечить ребенка книжками с картинками. Он может рассматривать их самостоятельно, а также с родителями. Хорошо использовать книжки-раскладушки, озвученные книги.

Полезно осваивать пересказ. Нужно прочитать короткую сказку и попытаться ее пересказать с ребенком. Взрослый человек говорит большую часть текста, а ребенок вставляет отдельные слова и фразы, подсказывает, когда мама (папа) ошибается. Для пересказа нужно выбирать хорошо знакомые и простые сказки.

Игры на развитие речи

Существует множество игр, с помощью которых осуществляется развитие речи.

Занимаясь речевым развитием с ребенком, необходимо следить и за своей речью. Дети хорошо подражают взрослым, поэтому строить свою речь надо грамотно, говорить четко и понятно, отказаться от диалектов и иностранных языков. Взрослые не должны сюсюкать, подражать детскому лепету, использовать детские заменители слов.

Что делать, если ребенок к 2-3 годам не начал говорить

В норме ребенок в 7 месяцев начинает лепетать, а до конца года осваивает первые слова. Затем в речи используются простые фразы, состоящие из существительных и глаголов. В 2-3 года речь становится достаточно разнообразной, а ее грамматическая структура усложняется.

Если ребенок не начал говорить к 3-х летнему возрасту, то родителям следует забеспокоиться. Необходимо обратиться к специалисту, так как причина отсутствия речи может быть следующей:

• нарушения слуха;

• задержка развития (часто возникает у недоношенных детей, при родовых травмах);

• умственные отклонения.

Ребенок может не говорить из-за отсутствия мотивации, когда родители предугадывают все его желания, дают необходимую вещь, стоит только протянуть руку. В таком случае нужно изображать непонимание. Если ребенок хочет конфету и тянет руку, то нужно делать вид, что его просьба непонятна, поэтому он должен выразить ее словами. 

Еще одна причина неразговорчивости малыша – отсутствие общения. Это касается не только отношений внутри семьи, но и контакта со сверстниками. Дети до 3 лет часто еще не ходят в садик, а если их сверстников нет и на игровых площадках, то общаться попросту не с кем. Необходимо обеспечить ребенку общение, посещать площадки, где больше его сверстников, записать его в какой-нибудь кружок или школу развития. 

Если ребенок не говорит в 2-3 года, а ранее уже начинал разговаривать, то причина обычно кроется в нервном потрясении. В этом случае необходимо лечение. Отсутствие речи может быть связано с билингвизмом – использованием двух языков в семье. Ребенок может знать довольно много слов, но не понимать их. Решение проблемы простое – хотя бы до достижения 5 лет ограничиться использованием одного языка, пусть ребенок сначала освоит одно направление.

Если ребенок к 2-3 годам не разговаривает, то надо развивать мелкую моторику, больше общаться с ним. Заниматься надо регулярно, но не перегружать ребенка.

Развитие речи крайне важно для детей 2-3 лет. Ребенок в таком возрасте еще только освоил простейшую речь, пополняет свой словарный запас, учится выражать свои мысли. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребенка – для этого существует множество различных методов.

C:\Users\HOME\Desktop\Новая папка\IMG-65c5d50dc6a4e25cef825ed87f70e14d-V.jpg
C:\Users\HOME\Desktop\Новая папка\IMG-baf3ee08204d109a2594c4659f0f03e1-V.jpg
C:\Users\HOME\Desktop\Новая папка\IMG-222a4f87c932d22516d7344a93461606-V.jpg
C:\Users\HOME\Desktop\Новая папка\IMG-63c1f98c00fd4308a666bcd88a7780ff-V.jpg

Академию Дошкольных Наук провели : логопед Равиля Рамильевна           

   и воспитатель группы «Горошины»

Гаджибутаева Эльвира Шахларовна

Читайте также: