Развитие у детей равновесия и координации.
Равновесие – это способность поддерживать контролируемое положение тела во время выполнения задания, например, сидя за столом, идя по бревну или наступая на бордюр. Для эффективного функционирования и выполнения определенных заданий человеку необходима способность поддерживать контролируемое положение тела во время неподвижных и подвижных занятий. Неподвижное равновесие – это способность сохранять и контролировать стационарное положение тела (например, во время игры «Море волнуется раз» или «Статуя») . Подвижное равновесие – это способность оставаться сбалансированным в движении (например, при беге или езде на велосипеде).
Координация — это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи, т.е. это способность совершать точные целенаправленные движения.
Почему так важно равновесие и координация?
Соответствующие возрасту равновесие, и координация позволяют ребенку довольно успешно заниматься спортом, поскольку обеспечивают плавное движение тела во время физических упражнений (например, при ходьбе по бревну или игре в футбол). Кроме того, правильные и контролируемые движения тела во время выполнения упражнений уменьшают расход необходимой энергии и минимизируют усталость. При хорошо развитом равновесии и координации снижается вероятность получения травм, так как ребенок развивает соответствующие реакции тела, когда это необходимо (например, выставляет руки при падении). Также они обеспечивают принятие соответствующих поз для выполнения заданий, сидя за столом, и соответствующий успех при выполнении заданий с использованием мелкой моторики.
Для правильного развития равновесия и координации необходимы следующие элементы: внимание и концентрация, осознание тела, зрительно-моторная координация, мышечная сила и выносливость, саморегулирование, управление положением тела, ощущение себя в пространстве, обработка сенсорной информации и другое.
Виды деятельности, которые могут помочь улучшить равновесие и координацию:
1. Неустойчивые поверхности – хождение по неустойчивым поверхностям (например, по подушкам, креслам-мешкам или одеялам на полу).
2. Неустойчивые качели и подвижные игры, в том числе подвешенные лестницы и канаты. Когда качели двигаются неожиданным образом, это заставляет мышцы тела интенсивнее работать.
3. Ходьба по типу «тачки» (ребенок ходит на руках, а взрослый поддерживает его ноги).
4.Плавание – заставляет туловище бороться с сопротивлением воды, обеспечивая тем самым более глубокое ощущение себя в пространстве.
5. Приседание на колени, не касаясь рукой пола, подъем и передача воздушного шарика рукой другому.
6. Игра в классики – требует от ребенка менять направление движения и прыжков быстро и часто.
7. Игра в сапера с большими прыжками (например, нельзя наступать на мины) – это хорошее задание для ребенка на сохранение равновесия.
8. Велосипеды и самокаты – оба вида требуют от ребенка постоянно вносить коррективы в свою осанку, положение тела для сохранения равновесия.