ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПРИКУС
Может ли неправильный прикус быть причиной нарушения произношения звуков?
Прикус – это расположение зубов верхней и нижней челюсти по отношению друг к другу.
При нормальном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние на 1/3 часть.
Отклонения возникают в результате патологий беременности, наследственности, аденоидов, вредных привычек (длительное сосание соски) и др.
Если верхние зубы перекрывают нижние слишком сильно (глубокий прикус), то во время речи не обеспечивается необходимое расстояние для прохода воздуха. Это приводит к зажатости при произнесении звуков, неотчётливости звучания речи.
В том случае, когда при смыкании коренных зубов впереди остаётся щель между резцами (передние зубы), появляется так называемый «открытый прикус». В процессе речи в эту щель просовывается кончик языка. В первую очередь страдают свистящие (С, З, Ц) и шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч). Они произносятся шепеляво. То же самое можно наблюдать у детей во время возрастной смены зубов. Если до этого звуки произносились правильно, то произношение исправится автоматически после появления постоянных зубов.
Если при смыкании челюстей с обеих сторон (или с одной стороны) остаётся щель, то говорят о наличии открытого бокового прикуса. В таком случае во время речи происходит утечка воздуха в имеющиеся щели. Это придаёт многим звукам «хлюпающий» оттенок. Чаше всего страдают свистящие и шипящие звуки, но могут быть затронуты и другие звуки: Р, К, Г, Х.
Выступание вперёд нижней или верхней челюсти (прогения и прогнатия) приводит к нарушению шипящих и свистящих звуков, так как для произношения этих звуков нужно маленькое расстояние между резцами. В этом случае нет необходимого эффекта свиста или шипения.
Проблемы становятся серьёзнее при наличии дизартрии – нарушении работы мышц, когда ребёнок не может контролировать положение губ и языка.
В указанных выше случаях необходимо как можно раньше обратиться к стоматологу, ортодонту, неврологу и логопеду.
При нарушенном прикусе возможно и правильное произношение звуков.
Если нет сопутствующих отклонений, например, таких как:
✔️ аденоидные разращения и затруднение носового дыхания (определяет отоларинголог);
✔️ дизартрия – нарушение иннервации мышц (определяет невролог, логопед);
✔️ нарушение фонематического слуха (определяет логопед).
Почему так происходит? Сохранное слуховое восприятие звуков родной речи «контролирует» работу речевых органов и «заставляет» их подстраиваться под образец звучания. То есть органы речи принимают такое положение, при котором звук звучит максимально близко к эталону.
Таким образом, действительно, выраженные отклонения от нормы в строении челюстей не позволяют ребёнку правильно произнести некоторые звуки.