Педагогическая система Марии Монтессори

ШКОЛА  РАННЕГО  РАЗВИТИЯ

Педагогическая система Марии Монтессори

Педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори, и в России стала достаточно популярной. Популярна на столько, что хочется чуть больше рассказать о авторе.

Мария Монтессори – педагог-психолог, учёный, философ и первая дипломированная женщина-врач в истории Италии. Более 100 лет она создала уникальную педагогическую систему.

 Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания и находится в русле гуманистической педагогики, важное место уделено сенсорному воспитанию при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.

Суть подхода. М. Монтессори строила свою систему на наблюдении за ребёнком в естественных условиях. По её мнению, в условиях тоталитарного подхода к воспитанию дети не имеют возможности проявить себя. Главный девиз системы: «Помоги мне это сделать самому». 

Согласно теории Монтессори в жизни каждого ребёнка от 0 до 6 лет можно выделить несколько сензитивных (чувствительных) периода, когда он особенно восприимчив к тем или иным видам деятельности. Так в возрасте от 0 до 6 лет активно происходит сенсорное развитие и развитие речи. От 2,5 до 6 лет – развитие социальных навыков. От 2 до 3 лет – ребёнок готов к приучению к порядку и аккуратности.

Основные принципы:

  • Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам. Так дети учатся понимать собственные желания, проявлять инициативу и чувствовать ответственность;
  • Предоставьте малышу возможность самому увидеть свою ошибку при выполнении задания. Это поможет сформировать адекватную самооценку;
  • Установите правило, что во время игр и занятий ребёнок убирает за собой и не мешает другим;
  • Помогайте малышу самостоятельно взаимодействовать с другими детьми. В этот период закладываются социально-адаптивные навыки;
  • Создайте в доме развивающее пространство. Расположите в доме предметы и материалы, которые помогут детям развиваться и каждый день узнавать что-то новое;
  • Не оценивайте ребёнка и его деятельность критериями «плохо-хорошо», «правильно-неправильно». Не сравнивайте малыша с другими детьми. Ваша главная задача увидеть в ребёнке индивидуальность, сознательную личность и помочь ему самостоятельно развиваться вне определённых рамок.

Плюсы системы:

  • Система формирует такие качества, как ответственность и инициативность, а так же внутреннюю дисциплину;
  • Ребёнок учиться быстро и без подсказок взрослых принимать решение;
  • Малыш достаточно хорошо ориетируется в бытовых ситуациях, воспитан, обладает базовыми социальными навыками.

         Минусы системы:

  • Система подходит не всем детям, т.к. не учитывает индивидуальные особенности;
  • Система уделяет мало внимания творчеству и подвижным играм;
  • Дети, привыкшие к демократической атмосфере, будет сложно привыкнуть к более строгому распорядку в обычных детских садах и школах.

Согласно Монтессори речь развивается у детей благодаря тренировки мелкой моторики и сенсорики. 

На развитие интеллектуальных способностей малыша направлены два пространства: зона математики и зона космоса. В первой из них дети знакомятся с числами, счётом и простыми арифметическими действиями. Для облегчения занятий подбираются специальные материалы: дощечки, геометрические фигуры, счётные палочки. В космической зоне малыши изучают основы ботаники, географии, астрономии, а так же знакомятся с культурными традициями в разных странах.

https://umka42.ru/wp-content/uploads/2020/08/IMG_9865-1.jpg

Читайте также: