О детском негативизме.
О детском негативизме.
Что делать с маленьким Нехочухой?
Как выявить причину непослушания?
Надо спросить у себя: «Что я чувствую в этот момент?» Дело в том, что чувства родителей зачастую подсказывают ответ на вопрос о том, чего пытается добиться ребенок:
Чувство досады:
• ребенок ищет внимания раздражения;
• борьба ребёнка за самоутверждение.
Чувство гнева:
• ребенок ищет мести.
Обида:
• сигнал того, что ребенок потерял веру в собственный успех.
Чувство беспомощности:
• вероятнее всего ребенок ищет поддержки со стороны друзей.
Проявления негативизма у ребенка должны служить сигналом для родителей о необходимости изменить прежнее отношение к нему – в сторону укрепления и развития его самостоятельности. Однако часто взрослые пытаются «исправить» ребенка грубым его подавлением наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения и дает начало формированию негативизма как черты характера.
Следует иметь в виду, что негативное отношение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия, поэтому негативизм не может быть устранен методами жесткого воздействия. Словесное воздействие в этих случаях теряет свою обычную силу: ребенок не реагирует на слова, тем более – на окрик, раздражение, угрозу и т. п. Нужно время, чтобы ослабел след от неблагоприятного влияния и чтобы его ничто не подкрепляло. В дальнейшем нужно изменить направление и тактику воздействия на ребенка (подростка) с учетом его возможностей и возрастных особенностей.
К наиболее педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести:
• доброжелательные отношения в семье,
• чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка,
• устранение случаев несправедливости,
• разумную требовательность и уважительную форму обращения к нему в процессе взаимодействия.
Упрямство
Может быть вызвано чувством обиды, досады, злости, мстительности и выражать протест против несправедливого к нему отношения, против подавления самостоятельности.
Иногда упрямство является косвенным отражением воспитательных ошибок родителей: непоследовательность или непомерность требований взрослых к ребенку, его утомление вследствие нарушений режима дня, грубость взрослых и т. д.
Определённую роль в проявлении упрямого поведения младшего школьника может сыграть негативный пример негибкого поведения старших в семье, переоценка нравственных ценностей и усвоение их на новом, более сложном уровне.
Что делать:
• правильная организация жизни и деятельности ребенка;
• здоровая атмосфера и правильные взаимоотношения в семье;
• спокойная требовательность и устранение избытка внимания к ребенку;
• соблюдение режима сна, питания, работы и отдыха, устранение обилия впечатлений;
• отвлечение внимания ребенка в момент проявления упрямства и переключение его на какое-либо другое занятие;
• использование метода «естественных последствий», когда ребенок, на собственном опыте убеждается в неприятных последствиях своего упрямства, «страдает» от непослушания и своеволия.
Истерика
Ребенок не умеет справляться со своими эмоциями, истерику у него могут вызывать даже физиологические причины.
Он устал, проголодался, хочет спать, заскучал, перенес стресс, взрослый хочет дать ему горькое лекарство или, наоборот, не дает игру, телефон, планшет и др., увлекся игрой с друзьями, а его вдруг заставляют учить уроки, — все это может привести к истерике.
Как должен вести себя взрослый?
Отвлеките.
Не вмешивайтесь.
Сохраняйте спокойствие.
Демонстрируйте уверенность.
Игровые упражнения:
Нарисуй свой гнев. Ребёнку предлагают назвать ситуации, которые вызывают у него ощущение гнева. Ребёнка просят ответить, в каких частях тела он чувствует свой гнев, на что он похож, какого он цвета. Затем предлагаем ребёнку нарисовать свой гнев или агрессию, обсудить вместе содержание рисунка.
Клубочек. Обучение приемам саморегуляции.
Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Величина клубка с каждым разом становится всё больше и больше. Взрослый сообщает, что клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать клубочек, то сразу успокаиваются. Хорошо. Если подобная игра станет для ребёнка привычкой и он сам будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз , когда почувствует, что он «завёлся» или сердит.
Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.
Владимир Леви