Наказывать или прощать?

https://cff2.earth.com/uploads/2019/06/13103813/3-parent-factors-that-increase-the-likelihood-of-child-abuse.jpg

https://tacon.ru/wp-content/uploads/6/c/5/6c5a6d434a18e5f93ebb5be32d29099d.jpeg

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку. 

     Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты — без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

    Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

    Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

    Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь — ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

    Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

    Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.

    Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Что эффективнее — похвала или наказание?

    Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковременен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх — достаточный мотив для достижения какого — то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.

Нужно всегда помнить об этом, чтобы не допускать непоправимых ошибок!

Памятка для  родителейhttps://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-v/6419839771.jpg

«Искусство наказывать и прощать»

1.     Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. 

2.     Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

3.     Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

4.     Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми. 

5.     Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

6.     Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

7.     Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.

8.     Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!

    9.     Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические   мотивы: 

  • Непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • Упрямство — свидетельство желания быть независимым;
  • Агрессия — ребенок ищет способ самозащиты;
  • Суета, беготня — ребенок дает выход энергии.

Читайте также: