«Музыкотерапия».
В современной психологии существует отдельное направление — музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Итак, как видите, влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.
Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?
В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыка для свободной деятельности детей
- И.Брамс. «Вальс».
- А.Вивальди «Времена года»
- Й.Гайдн. «Серенада»
- Д.Кабалевский «Клоуны»
- Д.Кабалевский «Петя и волк»
- В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»
- В.А.Моцарт «Турецкое рондо»
- И.С.Бах. «Шутка».
- И.Штраус «Полька «Трик-трак»
Музыка для пробуждения после дневного сна
- Э.Григ «Утро»
- А.Дворжак «Славянский танец»
- Лютневая музыка XVII века
- Ф.Лист «Утешения»
- Ф.Мендельсон «Песня без слов»
- В.Моцарт «Сонаты»
- М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
- М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
- К.Сен-Санс «Аквариум»
Музыка для релаксации
— К. Глюк «Мелодия»
— Э. Григ «Песня Сольвейг»
— К. Дебюсси «Лунный свет»
— И.С. Бах «Ария из сюиты №3»
— Л. Бетховен «Лунная соната»
Во время совместного прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные дела с ребенком (уборка игрушек, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например, просмотром фотографий, поливкой цветов.
Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.