«Логопедический подход к подготовке к школе».
Подготовка к школе – важный процесс, который охватывает все сферы жизни ребёнка. Задача учителя-логопеда, воспитателя, родителя – создать предпосылки для достижения успешных результатов развития способностей ребёнка.
Ребёнок должен быть готов к школе психологически и содержательно. Под содержательной готовностью мы понимаем развитие начальных навыков письма, чтения и счёта. С 5 лет уже возможно обучение этим навыкам.
Для успешного освоения навыков письма у ребёнка должен быть развит кистевой и пальцевой праксис. Для этого хорошо подойдут игры со шнуровкой, закручивание-откручивание крышек, рисование, лепка, сбор мозаики, пальчиковая гимнастика.
Для обучения чтения важным является сформированность фонематических процессов. Ребёнок должен уметь опознавать, дифференцировать звуки речи. Сформированными должны быть навыки звукового анализа и синтеза. Ребенок должен уметь различать гласные и согласные звуки, различать звуки по твёрдости/мягкости, звонкости/глухости, анализировать слова из 5 звуков (выделять каждый звук, определять их последовательность и количество). Развитие фонематических процессов – база для профилактики дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).
Формирование фонематических процессов
- Учимся различать гласные и согласные звуки. Если слышишь гласный звук, наступай на красный круг, если согласный звук – на синий круг.
- Учимся различать звуки по твердости/мягкости. У облачка все звуки мягкие, а у камня – твердые. Если слышишь мягкий звук – дари подарок облаку, если твердый – камню.
- Учимся различать звуки по звонкости/глухости. Если слышишь звонкий звук – звони в звонок, а если глухой – молчи.
- Учимся различать количество звуков/слогов в слове. Хлопни/топни/прыгни столько раз, сколько в слове звуков/слогов.
Развитие пальцевого праксиса
- Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, мелкие камушки, ракушки). Можно сделать картины-мозаики на пластилине. Усложнить: добавить упражнение на автоматизацию поставленного звука (например, звука Р): если назвал слово правильно, бери предмет и дави.
- Наматывание и разматывание толстой нитки на клубок, на руку. Усложнить: добавить упражнение на голосообразование: наматывай и пой «А-О-У».
- Игры с пинцетом. Пинцетом можно захватывать любые мелкие предметы: резиночки, шарики, крышки. Усложнить: добавить упражнение на развитие слуха: если слышишь Л – клади Ладе, если Ль – клади Лёше (понадобятся 2 куклы или картинки детей).
Развитие связной речи
- «Закончи предложения»: выпал первый …, утром дети …, весной прилетают
- «Найди ошибку»: мама резала нож огурцом, туча спряталась за солнце, небо на луне, Маша надела голову на шапку.
- «О чем идет речь?» Он красный, круглой формы, резиновый, его можно катать.
- «Где что можно делать?» Что можно делать в лесу? Что можно делать на лодке?
- «Составь предложение»:
- 1) Тает, весной, снег. 2) Большой, везет, грузовик, шкаф.
- Рассматривание сюжетных картин. Собери картинки по порядку, чтобы получился рассказ. Расскажи, что ты видишь на картинках?