Консультация для родителей 

«Развитие мелкой моторики рук»

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики — пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметных действий, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

 «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, использование пальчикового театра.  Многие игры рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец, отдельно необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта, поэтому необходимо участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом — домиками, кубиками, мелкими предметами.

Пальчиковый тренинг включает упражнения:

  • Статические упражнения  – удержание   пальцами определенной позы, 
  • Динамические упражнения  — развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую, 
  • Расслабляющие упражнения  —  нормализующие мышечный тонус.

Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым,  содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления. 

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга в среднем и старшем дошкольном возрасте — 10-15 минут в день. Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

 Развиваем  мелкую мускулатуру руки ребёнка:
— лепка из теста, пластилина, глины;
— скатывание шариков из салфеток, катание шариков, бусин разного диаметра, камешков;
— нанизывание бусин, пуговиц на нитки;
— штриховка в разных направлениях простым и цветными карандашами, рисование, раскрашивание мелом, красками, фломастерами;
— работа с ножницами (вырезание по шаблону, гармошкой);
— конструирование из бумаги (оригами), работа с иглой;
— пальчиковая гимнастика;
— рисование узоров по клеточкам в тетради;
— занятия на стадионе на снарядах, где требуется захват пальцами.

C:\Users\ACER\Downloads\IMG-5556.jpg

C:\Users\ACER\Downloads\IMG-5142.jpg
C:\Users\ACER\Downloads\IMG-5560.jpg

Читайте также: