Консультация для родителей
ЧИТАЙТЕ ДНТЯМ СКАЗКИ
Кому в детстве не читали сказки? А теперь мы читаем сказки своим детям. А зачем мы это делаем?
Сказки используются с давних времен. При помощи сказок наши предки передавали молодым поколениям свои знания, традиции, верования. В сказках отражен менталитет каждого народа. В них отражаются стереотипы поведения, которые одобряются (положительные герои) или не одобряются (отрицательные герои) социумом. В народных сказках, которые передаются из поколения в поколения, есть столько подтекстов, столько символов, которые «записываются нам на подкорку»…
Но в большинстве случаев родители не понимают, зачем они читают своим детям ту или иную сказку. А ведь сказки – это очень мощный инструмент воспитания, проверенный тысячелетиями.
Как же воспитывать ребенка сказкой?
В пространстве сказки ребенок и взрослый становятся ближе друг к другу, ведь они оба погружаются в этот волшебный мир, они настроены на одну волну, вместе сопереживают главному герою.
И тут случается первое маленькое чудо сказки: исчезает барьер между ребенком и взрослым, пропадает стена, разделяющая их миры. Взрослому нужно ценить эти моменты абсолютно искреннего и теплого общения. Очень важно прислушиваться к ребенку, ведь в сказке ребенок может открыть вам все свои тайны.
Но и взрослый в этом сказочном пространстве может вести за собой ребенка, придумывая сказку, которая будет зеркальным отражением реальной ситуации из жизни. И ребенок пойдет за родителем в этой сказке, ведь она найдет отклик в его сердце. Ведь если главный герой сказки будет похож на ребенка и столкнется с теми же проблемами, с теми же ситуациями, что и ребенок, то малыш будет сопереживать этому герою, он со стороны сможет оценить его поведение, понять последствия его поступков. А после того, как сказка закончится, ребенок сможет перенести тот опыт, который он получил в сказке, на реальную жизнь и изменить свое поведение.
Для чего ребенку нужна сказка?
Исследователь отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Как читать детям сказки?
- Привлечь внимание ребёнка к сказке или другому произведению, помогут красочные иллюстрации к этому произведению. Поэтому выбирая для ребёнка книгу, родителям следует обращать внимание, в первую очередь, на иллюстрации
- Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте, что это вам доставляет удовольствие.
- Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда ребёнок – слушатель осознаёт, что повествование обращено к нему, а взрослому становится понятно — какое место в сказке его больше всего интересует.
- Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
- Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите далеко от содержания сказки.
- Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.
- Читайте ребёнку каждый день, даже тогда, когда он научится это делать сам.
- Незнакомую сказку или другое произведение прочитайте сначала сами, чтобы направить внимание сына (дочери) в нужное русло.
- Обменивайтесь впечатлениями, полученными ребёнком при слушании сказки, дайте ему возможность, выразить свои чувства, своё отношение к прочитанному.
Что читать детям 4-5 лет
Сказки:
«Смоляной бычок», «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Два жадных медвежонка», «Три поросенка», «Привередница», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Царевна лягушка «Снегурочка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лисичка-сестричка и волк».
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила» (отрывок).
Ш.Перро «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» и др.
В.Сутеев «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кто сказал «Мяу»?», «Раз, два, дружно!», «Петух и краски» и др.
Б.Заходер «Мишка-топтыжка», «Кит и кот», «Серая звёздочка», «Вини Пух», «Кавот и Камут», «Кискино горе», «Волчок» и др.
К.Чуковский «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Ёлка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Радость» и др.
С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка про умного мышонка», «12 месяцев», «Шалтай-болтай», и др.
В.Бианки «Лис и мышонок», «Хвосты», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил».
Г.Х.Андерсон «Снежная Королева», «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Калоши счастья», «Дикие лебеди» и др.
Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Заплатка» и др.
Г.Остер «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев» и др.
Бр.Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Храбрый портняжка» и др.
И напоследок хочется сказать: дарите сказку детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения, сможете лучше узнать интересы и проблемы детей. А, кроме того, возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в мудрой, вечной, а потому прекрасной сказке.