ПРОВЕДЕМ ЛЕТО С ПОЛЗОЙ!

Речевые игры с детьми на прогулке, в поездке, на даче.

     Лето – замечательное время для отдыха и укрепления здоровья детей. Но отдых прекрасно можно совместить с развитием речи, мышления, внимания, воображения и памяти вашего ребенка. Обычную прогулку или поездку на дачу можно легко превратить  и в увлекательное путешествие, и в самое настоящее развивающее занятие, и в полное неожиданностей и открытий приключение. Давайте попробуем разнообразить свои летние будни!

     Итак, собираясь выйти на улицу, представьте себе, что вы отбываете в занимательную поездку. Обсудите с ребенком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности можно встретить по дороге, какие достопримечательности увидеть…

     Бывает так, что поездка оказывается очень утомительной. Для таких случаев в маминой сумке обязательно должна лежать ручка или фломастер. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Ребенок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.2.jpg1.jpg

      Гуляя, остановитесь возле клумбы, полюбуйтесь цветами, растущими на ней, окружающими вас деревьями, домами, обратите внимание на небо, на птиц, насекомых. Спросите ребенка, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; расскажите  ему что-то новое. 

Предложите своему маленькому спутнику обратить внимание, например, на собаку и рассказать о ней как можно больше интересного: какая у нее шерсть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер, что ей нравится, есть и т.д. Так вы побуждаете малыша называть самые разные признаки предметов, помогая этим развитию связной речи. В дальнейшем передайте инициативу в выборе описываемого предмета или явления ребенку.

Вот еще несколько вариантов того, как можно провести время с пользой в поездке или на даче:

«Сосчитай»

Учить использовать числительные с существительными: 1 машина , 2 машины, 5 машин.

«Невидимка»

Употребление существительных в родительном падеже. Есть машина, нет машины.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей ( чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) и т. д.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Скажи наоборот»

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом.

Ребенок. Я вижу низкий дом.

Мама. У меня острый нож.

Ребенок. У меня тупой нож.

    Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды важно использовать в речи с ребенком пословицы и поговорки.

Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы, как «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать – руку протянешь».

   Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда».

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Без ветра и трава не шелестит», «Летний день год кормит».

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

«В одной бочке два теста». (Яйцо)

«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду — испугается». (Соль)

«Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква)

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы: 

«На тарелке колобок – золотой горячий бок.

А тарелка  голубая,  не видать конца и края. (Солнце и небо)

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку.

Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». 

Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. 

«Волшебные стихи»

Совершенствуют  у ребенка чувство ритма. Мамы и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:
«да-да-да — в огороде лебеда»,
«ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша — принесли домой ерша»
«ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»
«жа-жа-жа — есть иголки у ежа»
«чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»
«жу-жу-жу — я на солнышке лежу»…ну и так далее.

В таких чистоговорках ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Хороши в плане тренировки звуков и скороговорки. Вот тут может пригодиться память, уж самые известные знают все:

Шла Саша по шоссе 

И сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку греку — цап.

На дворе трава,
на траве дрова.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

Обязательно старайтесь вести с ребенком содержательные диалоги. Исследования показывают, что если речь взрослого наполнена языковыми оборотами и деталями, то дети тоже стараются в ответ построить более сложные предложения. Желаю  вам увлекательных прогулок  и  радости от общения с вашим ребенком!

Воспитатель старшей группы «Крепыши»

Читайте также: