Консультация для родителей «Рука развивает мозг»
Кто же видел, да и кто же допустит, что бы в наших семьях или детских садах малыши 2-3 лет самостоятельно пользовались ножами, ножницами, молотком, отвёрткой?!
Нечасто даже канаты, качели, перекладины и шведские стенки есть в том помещении, где находятся дети. Боясь травматизма физического, взрослые забывают о том, что тепличным воспитанием, ограждением от необходимого обделяют ребёнка, делают его психологически неустойчивым. При этом вербальное воспитание делает ребёнка болтуном – неумехой.
Наши отечественные учёные, физиологи и педагоги писали о важности стимулирования мозговой деятельности через ручную деятельность. Также отечественными педагогами разрабатывались специальные игровые пособия для упражнения руки.
Стали возникать Монтессори–группы, их первым оборудованием стали домашние инструменты, в этих группах дети рано приобщаются к разнообразной ручной деятельности. Они чаще становятся умниками, решателями проблем, уровень развития произвольности у них также выше, чем у воспитанников обычных групп.
Проверка умелости детских рук показала, что она ниже нормы (дети не умеют перед школой завязывать шнурки, не режут ножом, не умеют пилить, забивать гвозди, пришивать пуговицы).
Ручной труд и ручные умения детей, по мнению родителей, дело школы, к тому же, в современном компьютерном мире, это почти лишнее.
А ведь к рукам у человечества еще издавна особое отношение. Руками добывали огонь, защищали, строили жилище, лечили, учили, шаманили, колдовали, крестились. По рукам гадали, судили о здоровье, о силе, профессии, о характере, темпераменте, пальчики перебирали и говорили магические слова. В народе белоручек не одобряли.
И в настоящее время развитие руки, ручных умений, мелкой пальцевой моторики является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно–психического состояния у ребенка. По способностям детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития ЦНС, а также мозга. Двигательная активность ребёнка является фактором, способствующим развитию психики и интеллекта – такой вывод делают специалисты. От ловкости, быстроты и точности в ходьбе, беге, прыжках зависит и ловкость пальцев.
Первой пищей для ума является информация, полученная сенсорными каналами: зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, вкусовым и кинестетическим.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития. Учёные доказали, что движения рук ребёнка наследственно не предопределены, а возникают в результате воспитания и обучения. Для закрепления точного двигательного навыка руки, ребёнку в возрасте от 2-3 лет необходимо от 33 до 68 повторений. И только в дошкольном возрасте ребёнок способен после определённых повторений производить движение по слову взрослого. Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают закладываться очень рано по мере расширения его деятельности, в том числе и ручной под влиянием общения и социальной среды.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. на сколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить.
Вот и напрашивается вывод, что началу развития мышления даёт рука!
Как же рука обследует предметы?
Выделено пять основных движений:
- лёгкое прикосновение;
- постукивание;
- взятие в руки (хватание);
- надавливание;
- ощупывание (перцептивные действия).
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
Этот пальчик большой – это папа дорогой
(пальцы сжать в кулак, поочерёдно расжимая, начиная с большого пальчика)
Рядом с папой – наша мама!
Рядом с мамой – брат старшой,
Всед за ним сестрёнка – милая девчёнка!
И самый маленький крепыш – это славный наш малыш!