Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте»
Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте»
Книга — это волшебница.
Книга преобразила мир.
В ней память человеческого рода,
Она — рупор человеческой мысли.
Мир без книги — мир дикарей.
Н. И. Морозов.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширить представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Сейчас перед всем миром стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности нынешнего подрастающего поколения, она сегодня актуальна как никогда.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей поступков, характеров.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
С 5-летнего возраста у детей самыми любимыми становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое, с яркими сильными характерами героев). Книги открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добро и зло.
В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. В этом возрасте книги позволяют детям решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:
— Закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;
— Развивать и воспитывать воссоздающие воображение;
— Учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
— Помогать ребёнку осмысливать поступки персонажей;
— Учить ребёнка осознавать собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
— Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.
Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель.
Путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей. Хорошая детская книга вводит ребенка в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном.
Книга совершенствует содержание речи детей, обогащает и шлифует её форму. Итак, отбор книг играет важную роль в формировании личности маленького читателя. Это могут быть разные книги: научно – популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок, загадок, былины и др.
На сегодняшний день неоспорима роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Сейчас, когда дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения молодежи в библиотеки.
И в заключение нашей консультации, родителям хочется посоветовать следующее: рассказать детям о детской библиотеке, записаться в неё и регулярно брать книги для семейного чтения; выписать детский журнал; ежедневно читать детям литературные произведения разных жанров; регулярно разучивать с детьми детские стихотворения.