Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений, мелкой и общей моторики, также, как и их нарушения идут «параллельно».
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра.
Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом. Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять названий…»? Ее можно поводить на любом лексическом материале (животные, птицы, одежда, мебель и т. д.) Эта игра не справедливо забыта. Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи
1. Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч.
• «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.): стол-столик, стул – стульчик, платье-платьице, дом – домик и т. д.
• «Один-много» (образование мн. ч. сущ. в Им. и Род. падеже): кукла-куклы- (нет) кукол, книга-книги- (нет) книг …
• «Какой сок?» (образование относительных прилагательных): яблоко – яблочный, слива- сливовый, виноград-, шёлк — …
• «Скажи наоборот» (использование антонимов): длинный-короткий, высокий-низкий, широкий- узкий, больной – здоровый, старый — …
• «Назови детеныша» (волчица — волчонок, белка – бельчонок, овца – ягнёнок, медведица -)
2. Взрослый бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой другому члену семьи.
«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)
Туфли, валенки, сапоги, сандалии, тапочки… — обувь.
«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных): лисий, заячий, медвежья, беличья …
Игры на формирование звукопроизношения
«Мяч передавай и слово называй». Ребенок передает мяч и называет слово на заданный звук. (С, З, Л, Р и др.)
«Счет предметов» (согласование сущ. с числительными) Ребенок считает и отбивает мяч от пола.
Пуговицы на кофте (стулья, цветы, книги, длинноногих страусов и т. п.).
«Проговори скороговорку». Ребенок проговаривает скороговорку и передаёт мяч.
Проворонила ворона вороненка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик». У ребенка мяч.
Взрослый произносит слова, ребенок, услышав слово с заданным звуком, подбрасывает мяч над головой.
Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)
Усложненный вариант: взрослый произносит стихотворный текст.
Ш:
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Взрослый и ребенок сидят на ковре, перекатывают мяч друг другу. Ребенок заменяет первый звук в слове на заданный звук.
Ш:
сутки-шутки
крыса-крыша
миска-мишка
марс-марш
сок-шок
споры-шпоры
сабля-цапля
лиса – лица и др.
Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.
Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубляют представления об окружающем, а также внимание и память.
Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения.
Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной. В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь.
Стихотворений в сочетании с движением огромное количество. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях дома, и на прогулке, и во время различных игр.
Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Так текст запомнится быстрее, т. к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст. Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений.
Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища и др.).
Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.
При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика — это сочетание отдельных звуков и движений. Например, звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в стороны. ООО — руки с напряжением в стороны, УУУ — руки вперед ладони повернуты от себя, ИИИ — указательные пальцы направлены вверх, руки поднимаются высоко, встать на носочки. РРР — руки перед собой двигаются кисти, ССС- надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т. д.
И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи — пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик- дедушка. – разгибают пальцы, начиная с большого
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик- папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я. н6
Вместе дружная семья. – сжать, разжать кулак
В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.