Использование метода моделирования для формирования представлений о сезонных изменениях в природе у дошкольников
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловило изменения в подходе к формированию у детей природоведческих представлений. Главное требование ФГОС ДО – сделать процесс овладения природоведческими представлениями привлекательным, осознанным, наглядным, раскрывающим закономерности природных процессов и явлений.
Это требование распространяется и на работу по формированию у детей представлений о сезонных изменениях в природе, которые чрезвычайно важны для понимания закономерностей смены времен года, особенностей жизни животных и растений, труда человека. На это указывают многие исследователи: Т. М. Бондаренко, С. А. Веретенникова, В. И. Зебзеева, А. И. Иванова, М. В. Лучич, Н. С. Николаева, Н. А. Рыжова и др.
Большие возможности в формировании представлений о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста имеет метод моделирования. А. А. Вербицкий, Т. Н. Градобоев, О. В. Колоткова, Е. А. Кочешкова, О. Г. Романенко подчеркивают, что моделирование выступаетодним из эффективных и наиболее интересных методов формирования осознанно-правильного отношения к природе. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при познании окружающего мира.
В связи с этим была реализована работа по формированию преставлений о сезонных изменениях в природе с использованием метода моделирования. Ее эффективность была обусловлена тем, что в ходе нее была создана необходимая предметно-пространственная развивающая среда (лаборатория, уголки природы, познания, моделирования); использовались предметные («Времена года», «Лес в разные сезоны года», «Дерево в разные сезоны года», «Строение дерева», предметно-схематические, схематические («Времена года», «Признаки времен года», «Осень», графические (настенный календарь природы, календарь природы в виде ширмы) модели, которые включались в разные форм работы с детьми (непосредственно образовательную деятельность, наблюдения, беседы, практическую и продуктивную деятельность). Кроме того, в ходе работы осуществлялся постепенный переход от применения готовых моделей (работа с настенным календарем) к построению моделей (заполнение календаря-ширмы с помощью графических символов).