ИГРАЕМ – ВНИМАНИЕ РАЗВИВАЕМ

Дошколята редко бывают сосредоточены и сконцентрированы, им порой нелегко долго заниматься одним делом. 

Мы часто говорим: «Почему ты у меня такой рассеянный» или «Будь внимательнее». Но ребенок искренне не понимает, что же это значит – «быть внимательным!» 

Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито: как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит не только качество обучения малыша и способность приобретать и накапливать полученные знания, а значит и успешность обучения в школе, но и безопасность ребенка. 

Особенности внимания:

  • Устойчивость (сосредоточенность, концентрация);
  • Объем (способность удержать в фокусе несколько объектов);
  • Переключаемость (возможность смещения фокуса внимания с одного объекта на другой – по воле человека);
  • Распределяемость (способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, например – одновременно слушать сказку и рисовать). 

Особенности внимания в зависимости от возраста.

0-1год.  Непроизвольное внимание. Малыш обращает внимание на все яркое и необычное.

 1-2 года.  Начало формирования произвольного внимания. У детей этого возраста появляется сильный исследовательский интерес и стремление к самостоятельности. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе. 

2-3 года.  Формирование умения следовать наглядной инструкции и выполнять задания по образцу. 

3-4 года.  Активное развитие слухового внимания.

 5-7 лет.   Продолжает формироваться волевое внимание (к 7 годам она должно быть достаточно хорошо развито). Увеличение объема внимания, его устойчивости и способности переключать внимание с одного объекта на другой.

 Очень важно уже в раннем дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. А лучше всего это делать при помощи игры.
Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут малышу научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное, чтобы ребенку было интересно, он должен быть уверен, с ним играют, но не учат.

 «Дорисуй картинку»  Развитие Концентрации внимания. Взрослый предлагает малышу изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь.

«Чего не стало?» Учим  сосредотачивать и распределять внимание.
Взрослый предлагает рассмотреть несколько предметов (до 7 – в зависимости от возраста и развития ребенка): игрушки, предметы быта, посуда и т. д. Затем малыш закрывает глаза, взрослый прячет предмет и спрашивает: «Чего не стало? Как вариант упражнения — предметы можно поменять местами, тогда надо дать задание найти, что изменилось.

 «Если нравится тебе, то делай так…»  Обучение распределению внимания. Под знакомую песенку «Если нравится тебе, то делай так…» взрослый показывает движение и предлагает ребенку повторить сначала одно действие, потом сразу два-три, хлопок ‒ взмахи уже двумя руками, хлопок – приседание…   

«Найди отличия?» Упражнение для отработки интенсивности и распределения внимания. Предлагаем рассмотреть две картинки с изображением одинаковых предметов, но с отличительными деталями. Например, сказочный персонаж в одежде разного цвета, с разными деталями одежды и т. д. Отличий на первых порах должно быть не более 5-6, затем их количество постепенно увеличивается. 

«Что перепутал художник?» Развитие устойчивости и распределения внимания. Предлагается картинка с изображением невозможного в реальности сюжета или есть логические ошибки. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и назвать ошибки художника. 

«Найди одинаковые предметы»  Задание аналогично предыдущему, только на картинке среди общего количества однотипных предметов изображены два одинаковых, их надо найти. Главное — картинки должны быть без излишних деталей, изображения – знакомыми, например, гномики, машинки. 

У детей 4-5 лет возрастает устойчивость внимания, вследствие чего увеличивается его объем. Главные задачи ‒ развитие произвольности действий за счет выполнения правил, а также слухового, зрительного, двигательного видов внимания. 

Важно: чтобы не допустить расстройства внимания (рассеянность, истощаемость внимания), во время домашних занятий не перегружать ребенка слишком трудными или долгими заданиями.

 «Четыре стихии» Задание служит формированию слухового и двигательного внимания, можно выполнять на улице. Правила развивают волевые усилия. Договариваемся, какие действия будут соответствовать определенным словам: «земля» ‒ руки внизу, «вода» ‒ руки в стороны, «воздух» ‒ руки вверху, «огонь» ‒ вращательные движения кистями рук. Произносим команду, ребенок должен быстро выполнить действие.

«Путаница» Развитие слухового внимания, сосредоточенности, распределения.  Взрослый медленно читает стихотворение, ребенок слушает и называет ошибки. Некоторым детям с первого раза трудно сосредоточиться на тексте, так как нужно приложить волевые усилия, тогда нужно читать стихотворение несколько раз. 

 «Четвертый лишний!»  Активно развивается распределение внимание, восприятие на слух. Аналогично предыдущему заданию, родитель и ребенок договариваются, какие действия можно производить при произнесении слов. Среди них нужно найти слово, обозначающее, например, животное или растение, ягоды или фрукты, игрушки и т. д Например: 

  •  Машина, роза, волк, игрушка; 
    • Яблоко, сумка, лиса, ромашка; 
    • Трава, мороженое, медведь, река.

Как вариант усложнения задания – найти лишнее слово:

  • Яблоко, груша, апельсин, морковь
  • Стол, кресло, чайник, диван
  • Самолет, автомобиль, автобус, мотоцикл

В старшем дошкольном возрасте тренировка всех свойств внимания идет очень активно, вследствие этого возрастает устойчивость. Психологи отмечают, что дошкольники могут сосредотачиваться на картинке в течение 10 минут, а само занятие может длиться до 30 минут. 
Проявляются зачатки послепроизвольного внимания — когда ребенок самостоятельно возвращается к заинтересовавшей его деятельности: например, рисунок сложного содержания может рисоваться несколько дней, игра может идти с перерывами.

 «Найди, кто спрятался» Направлено на концентрацию и интенсивность действий. Родитель предлагает для рассматривания дошкольнику рисунки, в которых спрятались животные, птицы, рыбы, например дерево, в ветвях которых угадываются изображения птиц, леса – фигурки животных.

 «Счет вслух» В задании развивается концентрация, распределения, произвольность внимания. Взрослый предлагает вести счет от 1 до 20, но после определенного количества чисел ребенок говорит «не собьюсь». Например, 1-2-3, не собьюсь, 4-5-6, не собьюсь и т. д. 

«Повтори узор» Упражнение направлено на сосредоточенность, произвольность действий. Взрослый показывает действие и побуждает дошкольника выложить из спичек или мозаики какой-либо узор, цифру, букву, слово.

«Внимательные глазки» Формируется сосредоточенность, внимательность, распределение внимание. Необходимо соотнести картинку и символ и заполнить таблицу (усложнение – выполнить задание за минуту) 

«Какой цвет, такой предмет» Хорошо развивает распределение и интенсивность внимания. Взрослый представляет цветные карточки, ребенок должен как можно быстрее назвать предметы соответствующей окраски: зеленый – яблоко, груша, бабочка, лист, лягушка и т. д.

 «Рисуем треугольники» Упражнение развивает произвольность, внимательность. Дошколятам предлагается нарисовать в ряд десять геометрических фигур, например, треугольников. Затем предлагаются задания: закрасить синим цветом второй и четвертый треугольники, третий и шестой красным, а остальные – желтым. 

ПОМНИТЕ! При подборе упражнений для домашних занятий необходимо учитывать возраст, психологические особенности и подготовленность ребенка. Не нужно спешить и нагружать детей усложненными заданиями, работа должна вестись постепенно. 

Подготовил педагог-психолог.

Читайте также: