ВОЛШЕБНИЦА ВОДА
Она и в озере, она и в лужице
Она снежинкой над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке у нас журчит.
Казалось бы – обычная вода, но какой интерес она вызывает у детей. В процессе знакомства ребенка с водой, она дает не только приятные ощущения, снимает напряжение и усталость, но и предоставляет огромные возможности знакомиться с ее свойствами и познавать окружающий мир.
Проведите с ребенком незамысловатые опыты с водой, дети от в восторге от «водного экспериментирования».
Опыт № 1. «Окрашивание воды».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой).
Вывод: В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску или красящие вещества, например кофе, зеленку… (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Опыт № 3. «Играем с красками».
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют
Оранжевые, жёлтые, красные,
Синие, зелёные – разные!
В баночку с водой добавить немного красной краски, не перемешивать что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворится). В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно). Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).
Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно. При смешивании воды разного цвета, получиться новый цвет.
Опыт № 4. «Чем пахнет вода».
Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.
Опыт № 5. «Вода нужна всем».
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
Что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посадим 2 луковицы. Одну будем поливать, а вторую нет. Наблюдаем несколько дней. У первой луковицы появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.
Опыт № 6. «Животворное свойство воды».
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой.
Вывод: Вода даёт жизнь живому.
Опыт № 7. «Тёплая и холодная вода».
Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей (теплой); это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.
Предлагаем детям намылить руки сухим мылом без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняем: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой. Спрашиваем про ощущения и обязательно делаем выводы.
Опыт № 8. «Таяние льда в воде».
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.
Экспериментируйте с детьми, ведь это так интересно!!!
Репортаж подготовил воспитатель младшей группы