АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Каждому человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали и уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех, в делах, учебе и на работе, чтобы он мог себя реализовывать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Ребенку это тем более необходимо. Поэтому придерживайтесь следующих правил:
— активно слушайте своего ребенка, то есть, возвращайте ему в беседе то, что он хотел вам поведать, обозначая при этом его чувства;
— больше доверяйте своим детям, делитесь с ними своими чувствами. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом;
— вместе — значит на равных. Общие дела сближают родителей и детей. Но не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи;
— гордитесь своим ребенком и иногда говорите ему об этом. Это поможет вам защитить его от заниженной самооценки. Действия и поступки ребенка можно и нужно иногда осуждать, выказывать свое недовольство, но не его самого и не чувства в целом;
— если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему;
— желайте своему ребенку того же, чего бы пожелали себе. Чаще вспоминайте себя в детстве;
— знайте, что похвала, оценка и одобрение не одно и то же. Поддерживайте успехи и огорчайтесь неудачам вместе;
— иногда позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться более самостоятельным;
— когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, о себе, а не о его поведении. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме;
— личность и способности детей развиваются только в той деятельности, которой они занимаются по собственному желанию и с интересом. Не требуйте от ребенка невозможного;
— мамины и папины требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;
— недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе он перестанет воспринимать его. Наказывая ребенка, лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохо;
— обнимайте своих детей, пока они не выросли выше вас, но даже и тогда им требуется ласка;
— принимайте своего ребенка таким, какой он есть, то есть любите его не за что-то, а просто за то, что он есть;
— рискуйте, постепенно снимая, с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка, это развивает самостоятельность и укрепляет доверие к вам;
— старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка;
— требуйте от детей то, что они уже могут делать или готовы научиться, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка;
— услышьте и постарайтесь понять хотя бы своих детей. Любой ребенок должен чувствовать себя нужным в семье;
— хорошим правилам родители пытаются научить каждого ребенка, но они должны быть выполнимы, их не должно быть много и они должны быть согласованы взрослыми между собой;
— цените минуты общения с ребенком. Прежде чем автоматически приказать, похвалить, наказать, посоветовать, обозвать, оскорбить или осмеять ребенка подумайте, понравилось бы это вам;
— чаще используйте в повседневном общении приветливые фразы.
Воспитание ребенка – это длительный, трудоемкий и не всегда гладкий процесс, в течении которого мы формируем его личность и даем ему базовые установки для жизни. Именно поэтому так важно применять в ходе воспитательных действий только правильные методы и отказываться от вредных, например, крика, истерик и физических наказаний.
Подготовил воспитатель младшей группы